ИСТОРИЧЕСКИЕ И ГОСУДАРСТВОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена обзору литературных источников, посвященных вопросам истории становления контрольной деятельности в сфере финансов и экономики на территории российского государства. На основе уже сложившихся в науке и изложенных в литературных источниках взглядов анализируются отдельные вопросы формирования органов государственной власти в различные периоды времени, наделенных контрольными финансовыми полномочиями регулирования контрольной деятельности в сфере финансов.

Ключевые слова:
государственный контроль, государственный финансовый контроль, публичные финансы.
Текст

Система контроля в сфере финансов в России всегда являлась основной составляющей в механизме государственного управления, внося вклад в формирование правопорядка и стабильного развития общественно-политических и экономических инстиутов. Становление института финансового контроля в российском государстве происходит уже на протяжении более 400 лет. В течение этого периода наблюдается усложнение организационно-правовых характеристик данного института, что обусловлено особенностями общественно-экономической и политической ситуации в государстве. 

Систематизация различных источников позволяет сделать вывод о наличии неоднозначного понимания истории и этапов становления госу-дарственного финансового контроля в России. Наличие неодинаковых подходов связано с различиями в научно-методических взглядах исследо-вателей в отношении понимания содержания государственной деятельно-сти по отношению к финансам. 

Так, А. Андреев, А. Андрузович, Э. Никольский считают, что появле-ние финансового контроля в России относится к появлению государства как такового [1, 3]. Но такой взгляд не позволяет учесть постоянного усложнения государственного устройства, связанного с усложнением форм экономической деятельности, требующих разнообразных форм наблюде-ния со стороны уполномоченных государственных учреждений. В.А. Са-кович в развитие дискуссии о наличии финансового контроля уже в Киев-ской Руси отмечал, что если он и существовал, «…то он, в силу домашнего управления, и отправлялся домашним способом» [15, с. 90]. О.В. Влади-мирова, в свою очередь, в рамках такой позиции отмечает, что в XI–XIV вв. государственное управление не разграничивалось с финансовым, а с учетом отсутствия специальных финансово-контрольных учреждений «…не приходится говорить о финансовом контроле как об отдельном направлении деятельности в сфере управления» [5, с. 27].

Анализ приведенных позиций, относящих возникновение финансового контроля к моменту появления государства, позволяет констатировать, что сформулировавшие их специалисты уравнивают функции государства в финансовой сфере, в том числе контрольные, с финансовым контролем как таковым. Однако, соглашаясь с другими современными исследователями, можно отметить, что эти категории не являются тождественными, а финан-совый контроль относится к одной из форм реализации контрольной функции государства в финансовой сфере. 

Финансовый контроль в качестве самостоятельного государственного института возникает с появлением первых приказов, наделенных соответ-ствующими полномочиями (XVII–XIX вв.) [5, с. 28]. Для данного периода государственного развития характерно учреждение специализированных контрольно-финансовых органов, однако не наделенных функцией коор-динации всех доходов государства, т.е. взаимосвязанного контроля раз-личных источников формирования государственных ресурсов. Исходя из этого, можно отметить, что приказный порядок стал базой для внутриве-домственного финансового контроля. Ряд государственных служащих и органов должны были отчитываться перед вышестоящими приказами. 

Датой становления института государственного финансового кон-троля считается 10 марта 1656 г., когда появляется Приказ Счета Большой Казны (Счетный приказ) [17]. Указанный период при этом можно относить только к первичному этапу появления системы финансового контроля в России. К функциям этого органа относились в значительной степени не контрольные, а счетные мероприятия (учет государственных доходов и расходов), что является лишь составляющей финансового контроля. Исхо-дя из этого, было высказано даже мнение о том, что неверно относить та-кую деятельность к финансово-контрольной деятельности [6, с. 68, 69]. Государственный финансовый контроль в его современном понимании со-путствует организованной деятельности в области бюджета, охватываю-щей разного рода мероприятия, обеспечивающие его формирование, рас-пределение, использование. В связи с этим следует констатировать спра-ведливое высказывание Е.В. Анисимова о том, что «…в отсутствие элемен-тарного бюджетного планирования финансовый контроль практически не-возможен» [4, с. 68, 69].

Дальнейшая эволюция системы государственного финансового кон-троля в России происходит в период петровских реформ, приведших к значительному усложнению структуры государственных органов и, как следствие, – финансовой деятельности государства, появлению в государ-ственном бюджете новых статей доходов и расходов, а значит, увеличению значимости финансового контроля. На этом этапе заложены базовые эле-менты системы финансового контроля монархического государства. По-мимо указанных выше, значимость института государственного финансо-вого контроля была предопределена множеством факторов, среди кото-рых: потребность в централизации управления финансами; необходимость упорядочения учета бюджетных средств; формирующиеся ревизионные инструменты; усложнение законодательства, в том числе в части регули-рования контрольных мероприятий со стороны государства. 

В 1711 г. был учрежден Сенат, среди функций которого значилась функция управления финансами. В Сенат входило девять коллегий, управ-ление финансами при этом осуществляли три из них: Камер-коллегия, Штатс-коллегия, Ревизион-коллегия. Наибольшее значение в развитии си-стемы государственного финансового контроля имело учреждение Ревизи-он-коллегии – качественно нового органа, выполняющего только функции финансового контроля. Вместе с этим начинается формирование системы надзора с передачей этой функции прокуратуре и фискалитету. 

Во главе фискалитета стоял генерал-фискал, который назначался ца-рем в качестве «надсмотрителя, дабы никто от службы не ухоранивался и прочего худа не чинил». Помощник генерал-фискала назначался Сенатом. Этим должностным лицам были подчинены фискалы при коллегиях, про-винциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в городах. Надо от-метить, что институт фискалов и сам этот термин был заимствован Петром I из опыта европейских стран. Фискалы в европейских странах сочетали контрольную и правоохранительную функции. В России же фискалы также осуществляли обе эти функции, но в итоге правоохранительная функция стала преобладающей. Институт фискалов в России выступил первым юридически оформленным централизованным государственным кон-трольным органом в области управления финансами. 

Фискалы были обязаны «тайно проведывать, доносить и обличать» злоупотребления чиновников (как высших, так и низших), преследовать казнокрадство, взяточничество и «вообще безгласныя преступления явно противогосударственнаго и противообщественнаго характера» (ПСЗ-I.Т. IV. № 2330. П. 9). 

Нередко только благодаря усилиям фискалов обнаруживались факты финансовых злоупотреблений органов местной власти. Например, жители Устюженского удела стали объектом сильнейшего давления подъячих, ко-торые были назначены комиссаром для сборов в казну. Донос, который стал результатом проведенного фискалами расследования и в котором, в частности, отмечалось, что «от всего этого и неправого комиссарского су-да запустело в Вахомской волости, в Вознесенском стану 150 дворов» был отправлен губернатору. Губернатор, в свою очередь, оставил его без вни-мания. Тогда местные фискалы направили дело обер-фискалу в Петербург для последующего представления в Сенат. Таким образом, фискалы стано-вились единственной инстанцией, которая могла обнаружить финансовые злоупотребления должностных лиц на местах. 

Для формирования независимости института фискалов, являвшейся необходимым условием реализации вмененных им функций, в 1712 г. эти должностные лица были подчинены Сенату через государственного фис-кала. После этого независимость от органов местной власти, а также ши-рокий спектр прав давали этим должностным лицам оказывать влияние как на представителей местной власти, так и на частных лиц. Таким обра-зом, институт фискалов являлся государственным органом центрального подчинения. 

В первое время фискалы не несли никакой ответственности за ложный донос, что приводило к значительным злоупотреблениям с их стороны и стало причиной издания Указа от 24 апреля 1713 г., в соответствии с кото-рым устанавливался запрет вступаться в челобитчиковы дела. При выне-сении неправильного решения судья, подавший донос, должен был сам приносить жалобу в Сенат. 

Спустя три года правовой статус института фискалов получает более ясное определение. Так, в Указе от 17 марта 1714 г. устанавливалась структура этого института, а также предметы ведомства, ответственность, порядок делопроизводства и вознаграждения. С даты издания этого Указа фискалы могли быть наказаны за донос на невинного с умыслом, из стра-сти или злобы, а равно за неизвещение о краже казенного имущества и прочие злоупотребления из корысти или дружбы. В обоих случаях фискал нес такую же ответственность, как и обвиняемый или виновный. В этот пе-риод устанавливается запрет фискалам вмешиваться в дела частных лиц, для смещения акцентов на государственные финансовые дела, что прида-вало их деятельности иметь более выраженный государственно-финансовый характер. Государственный финансовый контроль превраща-ется в основную функцию института фискалов, что отмечается в Указе от 29 апреля 1717 г., а также в Указе от 22 декабря 1718 г., в соответствии с которыми по делам о хищениях государственных средств осуществлялись доносы фискалам, поскольку «понеже они для того устроены» [10].

Учреждение коллегий в 1717 г. вменяет в функции фискалов «смот-реть за ревностным и правильным исполнением указов и о каждом нару-шении доносить» [10]. Несмотря на то что фискалы как должностные лица просуществовали еще около 10 лет, были учреждены по епархиям, введе-ны в военное ведомство, с момента учреждения коллегий этот институт начинает утрачивать функцию централизованного государственного орга-на, функционирование которого значимо для сферы финансов. 

В полноценную систему государственный финансовый контроль в России оформился только к XIX в., когда активно осуществлялись либе-ральные реформы; поэтому этот период можно признать эпохой «золото-го века» данного государственного института.

В 1802 г. сформировано Министерство финансов, в которое все дей-ствующие в то время министерства ежегодно должны были представлять свои планы развития (в виде смет) на следующий год. Затем Министер-ством финансов сводились все расходные сметы с «генеральной ведомо-стью», представляя их затем на рассмотрение и утверждение государю. После утверждения этих документов у императора роспись отсылалась государственному казначею для исполнения бюджета государства. Бюд-жетные росписи и отчеты на протяжении длительного периода являлись государственной тайной и не могли быть рассмотрены высшими учрежде-ниями государственной власти. 

Следующий виток развития системы государственного финансового контроля произошел в период реализации реформ М.М. Сперанского, в результате которых финансовый контроль приобретает независимость. Ключевой функцией финансового контроля становится контроль за ис-пользованием бюджетных средств. Опираясь на эту посылку в целях про-ведения мероприятий по совершенствованию государственного финансо-вого контроля, М.М. Сперанский выдвигает предложения распространить контрольную деятельность на все статьи государственных (местных) дохо-дов и расходов, а также структурные элементы государственного аппарата и должностных лиц. В числе прочих рекомендаций М.М. Сперанский от-мечал необходимость обобщить опыт и практику управления государ-ственными средствами для выработки рекомендаций по ее совершенство-ванию. 

Одной из ключевых вех в ходе развития системы государственного финансового контроля является создание Главного управления ревизии государственных счетов, а также учреждение должности Государственного контролера в 1811 г. В функции нового органа входила ревизия доходов и расходов всех средств бюджета и «усматривать выгоды, приобретенные казною при различных операциях» [8]. 

Далее, в 1836 г., Главное управление ревизии государственных счетов было преобразовано в учреждение под названием Государственный кон-троль. Тем самым получило завершение учреждение механизма ревизии генеральных отчетов. В соответствии с установленным порядком до по-ступления в Государственный контроль отчетность должны была пройти три инстанции. После этого ревизия отчетности на высшем уровне осу-ществлялась не по подлинным книгам и документам, а по генеральным от-четам, которые представляли собой выводы министерских департаментов и нередко содержали ложные сведения. Очевидно, что такое положение дел снижало действенность государственного финансового контроля, не позволяя предотвратить крупные хищения государственных ресурсов. 

Продолжая анализ особенностей развития системы государственного финансового контроля в России, следует отметить, что развитие взглядов и практической сферы реализации экономической деятельности в первой по-ловине XIX в., отмена крепостного права привели к необходимости даль-нейшего осуществления реформ, среди которых значилась реформа управления финансами. 

В 1866 г. учреждаются контрольные палаты, целью которых являлась ежемесячная проверка государственных доходов и расходов. В 1892 г. разрабатывается и утверждается новое Положение о Государственном контроле, закрепившее за ним следующие функции: а) ревизионные – про-верка отчетности финансово-хозяйственных операций, их предваритель-ный и текущий контроль; б) административные – членство сотрудников Государственного контроля в коллегиальных учреждениях; в) бюджетные – проверка и участие в составлении финансовых смет, совершенствование норм счетоводства и отчетности.

Осуществление финансового контроля в армии в период Крымской войны позволило выявить существенное число злоупотреблений в расхо-довании бюджетных средств. Так, в докладе Государственного контроля императору Александру II была аргументирована недостаточность одной последующей ревизии отчетности и необходимость проведения в дополне-ние к имеющимся формам контроля текущих контрольных мероприятий. Для этого был создан полевой контроль, который состоял из полевого ге-нерал-контролера и полевых контролеров. Полевой контроль был упол-номочен проверять сохранность и правильность использования финансо-вых ресурсов, осуществлять внезапные фактические ревизии наличности и т.д. Внедрение и практика использования текущего контроля оказала су-щественное влияние на дальнейшее развитие института государственного финансового контроля в России. 

Другим важным решением в процессе становления государственного финансового контроля стало внедрение предварительного контроля в об-ласти железнодорожного транспорта в конце XIX в. Существенные темпы развития экономики в России в этот период обусловили необходимость внедрения большего количества железнодорожных путей, формирования средств связи, а также механизма государственного кредитования задей-ствованных организаций. Значительные по объему бюджетные ассигнова-ния на строительство железных дорог предоставлялись вне обеспеченности действенной системой контроля, становясь источником хищений. Так, уже в 1833 г. Временными правилами о контроле над оборотами по эксплуа-тации железных дорог на учреждение «Государственный контроль» возла-галось участие в рассмотрении годовых смет по доходно-расходной части железных дорог, а также предложений о кредитах сверх смет, предвари-тельная проверка ассигновок, в соответствии с которыми выделялись бюджетные средства [14, с. 985–990]. 

К началу 1866 г. контрольные палаты осуществляли свою деятель-ность во всех областях России. Вводился также механизм государственной отчетности, неразрывным элементом которого являлось единство бюджета и кассы, что, как следствие, презюмировало принятие принципа предвари-тельного контроля, столь значимого и в современный период функциони-рования бюджетной системы. Помимо этого, в данный период для госу-дарственных органов устанавливались единообразные сметы по доходно-расходной части, а переносить заемные средства из одной части сметы в другую не разрешалось. В эти годы также стал внедряться принцип «про-зрачности» бюджета – роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. 

В 1892 г. издается Закон об учреждении Государственного контроля, представлявший собой акт, объединяющий ранее изданные постановления о финансовом контроле. При наличии ряда недостатков указанный норма-тивный акт имел большое значение для развития регулирования института финансового контроля. Согласно этому Закону, во главе Государственно-го контроля стоял государственный контролер, имевший статус министра, с подчинением ему всех центральных и местных контрольных учреждений. 

Структурно государственный контроль включал центральные (состо-явшие из департаментов гражданской, военной и морской, железнодорож-ной, кредитной отчетности) и местные органы. Первым органом по реви-зии отчетности являлись все центральные и местные учреждения. Ко вто-рой высшей инстанции в составе Государственного контроля относился Совет Государственного контроля, руководивший ревизионной деятельно-стью всех структурных подразделений Государственного контроля и утверждавший или отменявший их постановления. К высшей ревизионной инстанции относился Сенат с его первым департаментом, в который посту-пали дела против заключений Совета Государственного контроля. 

На данной стадии своего становления государственный финансовый контроль уже играл значимую роль в управлении централизованными ре-сурсами государства, создавая препятствия для злоупотребления в сфере финансов чиновникам и хозяйствующим субъектам [7, с. 50]. 

Характеризуя финансовый контроль в царской России, авторы спра-ведливо отмечают его существенное отличие от методов финансового кон-троля западных стран аналогичного периода времени [2, с. 48–55]. Прин-ципиальное отличие при этом заключалось в том, что финансовый кон-троль в России никогда не был независимым от государства. Бюджет дол-гое время не утверждался в рамках специальных юридических процедур и «…не представлял собою акта, имеющего какую-либо формальную силу, не был актом ассигнования средств законодательными органами в распо-ряжение правительства на определенный период времени, а был простым исчислением доходов и расходов, их росписью» [13, с. 58]. Отчет о его ис-полнении также не утверждался в форме законодательного акта. Это слу-жило основанием для того, что финансовый контроль в России проводился исполнительными органами, в функции которых входило исполнение бюджета, т.е. контроль имел ведомственный характер. Учрежденный орган власти под названием Государственный контроль впоследствии не стал государственным институтом, поскольку контроль осуществлялся различ-ными ведомствами, что вело к отсутствию комплексности в решениях и вы-сокому уровню бюрократии. 

Заметим, указанные черты выше черты исторического становления бюджета как объекта государственного контроля связаны со становлением бюджетного устройства государства. Данные черты бюджета исследуются доктором юридических наук Х.В. Пешковой в работе «Бюджетное устрой-ство государства» [11, с. 7–26]. Автор вводит в понятийно-категориальный аппарат науки понятие «бюджетный метод ведения государственного хо-зяйства» [11, с. 6–14].

К началу XX в. в России в сфере государственного финансового кон-троля на основании практического опыта ведения ревизии и счетоводства были внедрены следующие системы контроля: 1) наблюдательного кон-троля, в задачу которого входила проверка ежемесячных, годовых бух-галтерских книг и отчетов, составляемых министерствами и подчиненными ведомствами; 2) документального контроля, включавшего ревизию под-линных документов, проверку действий исполнителей и распорядителей кредита, финансовых смет и составление отчетов по результатам ревизии; 3) предварительного контроля, задачами которого являлись рассмотрение смет, правил, инструкций и положений, проверка ассигнований по каждой оплате, участие контроля в производстве торгов, закупок и продаж; 4) фактического контроля, состоящего в том, что представители контроля присутствовали при приеме материалов, в обмере работ, ревизии налич-ности касс, в сверке с натурой и подсчете платежных документов [12].

Со становлением Российского государства периода СССР система государственного финансового контроля претерпела существенные изме-нения. Административно-командное хозяйствование, основанное на госу-дарственной собственности, определяло необходимость других подходов к теории и практике государственного финансового контроля.

27 ноября 1917 г. ВЦИК и СНК утверждают положение о рабочем контроле. Для управления сектором государственной экономики создается Высший Совет Народного хозяйства, на губернских и других уровнях со-здаются совнархозы. На всех промышленных объектах был введен рабо-чий контроль. 

В декабре 1917 г. учреждается Народный комиссариат Государствен-ного контроля, преобразованный в последующем в Народный комиссари-ат Рабоче-крестьянской инспекции. Главная задача инспекции состояла в необходимости наведения порядка в учете, ликвидации растрат и хищений, а также обеспечения неотвратимости государственных контрольных меро-приятий. 

Решением XVII съезда ВКП(б) Рабоче-крестьянская инспекция преоб-разуется в Комиссию советского контроля, а в 1940 г. учреждается Союз-но-республиканский народный комиссариат государственного контроля. При этом название этого органа неоднократно менялось, в зависимости от геополитических условий (Комитет партийно-государственного контроля, Комитет народного контроля). 

Значительное внимание органами контроля уделялось контрольно-проверочным мероприятиям (в форме ревизий) в соответствии с планами, утвержденными Правительством. Для этого с целью реализации ревизий непосредственно на подконтрольных учреждениях постановлением Прави-тельства от 23 октября 1923 г. учреждается Финансово-контрольное управление. С начала своей деятельности этот орган был довольно боль-шим по численности (в 1924 г. аппарат составлял 3189 человек). В соот-ветствии с утвержденной структурой органы государственного финансово-го контроля функционировали при финансовых органах, подчинялись непосредственно наркому, а на местах – руководителю финансового орга-на. Эти органы имели свой бюджет, проверка освоения которого осу-ществлялась Рабоче-крестьянской инспекцией. 

В начале 1933 г. Финансово-контрольное управление преобразуют в Финансово-бюджетную инспекцию, функционировавшую до 1937 г. В ок-тябре 1937 г. в составе Наркомфина учреждается специальное Контроль-но-ревизионное управление, Положение о котором утверждено правитель-ством страны. В соответствии с Положением новое управление было впра-ве осуществлять документальные ревизии всех наркомов, ведомств и орга-низаций, предприятий, а также имело право выносить руководителям под-контрольных субъектов обязательные для выполнения указания об устра-нении выявленных нарушений финансовой дисциплины [9, с. 138–142]. 

Бюджетирование Контрольно-ревизионного управления производи-лось за счет общесоюзного государственного бюджета. Такой механизм государственного финансового контроля действовал вплоть до 1956 г. В 1956 г. в связи с расширением прав союзных республик при финансовых органах каждой из них учреждаются контрольно-ревизионные управления местного уровня, подчиненные непосредственно министерствам финансов соответствующих республик. 

Функции контроля также реализовывали органы Госбанка, Госком-стата, Госкомцен, самих финансовых органов. Вместе с этим функциони-ровали ведомственный контрольно-ревизионный аппарат, партийный кон-троль, общественный контроль и прочие виды контроля. 

В 1971 г. Постановлением Совета Министров СССР утверждается Положение о Министерстве финансов СССР. Одним из основных приори-тетов министерства стало соблюдение финансовой дисциплины, контроля над выполнением подконтрольными субъектами обязательств перед госу-дарством. Министерство финансов СССР получило широкий перечень прав, среди которых было право ограничения и приостановления бюджет-ного финансирования субъектов, не соблюдающих финансовую дисципли-ну, право взыскания с плательщиков не перечисленные своевременно налогов и др.

Одной из характерных черт организации системы государственного финансового контроля в советский период была ориентация на его высо-кую эффективность, что достигалось организацией систематических про-верок уполномоченными финансовыми органами во всех сферах хозяй-ства. Особому контролю подвергалась финансовая дисциплина субъектов хозяйствования, экономия ресурсов, правильность определения и поступ-ления обязательных платежей в бюджет, законность и обоснованность рас-ходования бюджетных средств, а также выполнение обязательств перед бюджетом. Вместе с этим осуществлялись мероприятия по развитию фи-нансового контроля. Финансовый контроль был ориентирован на макси-мально действенное использование материальных, денежных и трудовых ресурсов. Другой характерной чертой советского периода являлась цен-трализация финансового контроля со стороны общегосударственных ор-ганов в лице Верховного Совета, Министерства финансов, Контрольно-ревизионного управления и Комитета народного контроля [12]. 

Распад СССР ознаменовал деструкцию построенной на принципах административно-плановой экономики системы государственного финан-сового контроля. Первым нормативным актом, регламентирующим орга-низацию государственного финансового контроля в российском государ-стве после распада СССР, был Указ Президента РФ от 15 июля 1996 г. № 1045 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (ред. от 18 июля 2001 г.) [16]. Согласно данному указу для обеспечения надлежащего контроля над формированием госу-дарственных доходов и рациональным их использованием, а также улуч-шения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в стране Президентом РФ было установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает контроль над исполне-нием федерального бюджета, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга.

Исходя из проведенного исследования исторических этапов развития отношений в сфере осуществления государственного финансового кон-троля в России, можно предложить следующий способ периодизации ста-новления данного института: 

  1. 1656–1711 гг. – этап зарождения, становления первичных эле-ментов финансового контроля в России;
  2. 1711–1810 гг. – этап формирования базовых элементов систе-мы финансового контроля;
  3. 1810–1917 гг. – этап формирования полноценной системы фи-нансового контроля в России, существенного совершенствования правово-го регулирования финансового контроля;
  4. 1917–1991 гг. – период централизации функций по осуществ-лению финансового контроля со стороны органов государственной власти;
  5. 1991 г. – по настоящее время – этап становления современной системы финансового контроля в условиях рыночной экономики.
Список литературы

1. Андреев А. Этапы развития [Текст] / А. Андреев, Э. Никольский // Президентский контроль. Информационный бюллетень. - 1991. - № 1.

2. Аминова Э.М. Финансовый контроль в России: история и со-временность [Текст] / Э.М. Аминова // Право и управление. XXI век. - 2011. - № 2. - С. 48-55.

3. Андрухович А. Единство триады: счетоводство, отчетность, кон-троль [Текст] / А. Андрухович // Президентский контроль. - 1997. - № 1.

4. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержа-вие Петра Великого в первой четверти XVIII века [Текст] / Е.В. Анисимов. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. - 331 с.

5. Владимирова О.В. Государственный финансовый контроль России в XVII-XIX вв. (историко-правовое исследование) [Текст]: дис. …канд. юрид. наук / О.В. Владимирова. - Белгород, 2003.

6. Государственный контроль. 1811-2011 [Текст] // Сб. науч. трудов, посвящ. 200-летию Государственного контроля; отв. ред. И.Б. Лагутин. - Курск: Курск. гос. ун-т; Институт публично-правовых исследований (Москва). - Курск; М., 2011.

7. Грачева Е.Ю. Финансовый контроль [Текст]: учебное пособие / Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко, Е.А. Рыжкова. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004. - 272 с.

8. Кучеров И.И. Налоговое право России [Текст]: курс лекций / И.И. Кучеров. - М.: Центр ЮрИнфор, 2006.

9. Матвеева Л.Ю. Основные этапы развития финансового кон-троля в России до 1991 г. [Текст] / Л.Ю. Матвеева // Учет и статистика. - 2005. - № 5. - С. 138-142.

10. Назаров В.Н. Институт фискалов - первый в России орган фи-нансового контроля [Текст] / В.Н. Назаров // Финансовое право. - 2008. - № 1.

11. Пешкова Х.В. Бюджетное устройство России [Текст]: моногра-фия / Х.В. Пешкова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 176 с.

12. Подшивалов Ю.И. Историко-теоретические аспекты развития государственного финансового контроля в России XIX- XX веков [Текст] / Ю.И. Подшивалов // Проблемы права. Международный правовой жур-нал. - 2009. - № 3.

13. Понтович Э.Э. Финансовый контроль [Текст] / Э.Э. Понтович. - Л., 1928.

14. Правила и формы сметного, кассового и ревизионного поряд-ка: Сборник действительных узаконений, правил и форм, с дополнениями и изменениями по 1 сентября 1914 г. и циркулярными разъяснениями Ми-нистерства финансов и Государственного контроля [Текст] / сост. В. Сако-вич и Н. Широков. - 6-е изд. - Петроград: Изд. Юридического книжного магазина Н.К. Мартынова, 1915. - ХХIV. - 1236 с.

15. Сакович В.А. Государственный контроль в России, его история и современное устройство в связи с изложением сметной системы, кассово-го устройства государственной отчетности [Текст] / В.А. Сакович. - Ч. 1-2. - СПб.: Типо-литография Берман и Рабинович, 1898.

16. Указ Президента РФ от 15 июля 1996 г. № 1045 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Феде-рации» (ред. от 18 июля 2001 г.) [Текст] // СЗ РФ. - 1996. - № 31. - Ст. 3696.

17. Распоряжение Президента РФ от 14.02.2006 № 65-рп «О праздновании 350-летия установления государственного финансового кон-троля в России» [Текст] // СЗ РФ. - 2006. - № 8. - Ст. 916.

Войти или Создать
* Забыли пароль?