POLITICAL AND HISTORICAL ASPECTS OF THE EMERGENCE OF THE INSTITUTE OF STATE FI-NANCIAL CONTROL IN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides an overview of the literature devoted to the history of formation of the control activities in the field of finance and economy in the territory of the Russian state. On the basis of already existing in science and set out in the literature views are analyzed some issues of formation of public authorities in different periods of time, endowed with financial supervisory authority regulating the control activities in the field of finance.

Keywords:
state control, state financial control, public finance
Text

Система контроля в сфере финансов в России всегда являлась основной составляющей в механизме государственного управления, внося вклад в формирование правопорядка и стабильного развития общественно-политических и экономических инстиутов. Становление института финансового контроля в российском государстве происходит уже на протяжении более 400 лет. В течение этого периода наблюдается усложнение организационно-правовых характеристик данного института, что обусловлено особенностями общественно-экономической и политической ситуации в государстве. 

Систематизация различных источников позволяет сделать вывод о наличии неоднозначного понимания истории и этапов становления госу-дарственного финансового контроля в России. Наличие неодинаковых подходов связано с различиями в научно-методических взглядах исследо-вателей в отношении понимания содержания государственной деятельно-сти по отношению к финансам. 

Так, А. Андреев, А. Андрузович, Э. Никольский считают, что появле-ние финансового контроля в России относится к появлению государства как такового [1, 3]. Но такой взгляд не позволяет учесть постоянного усложнения государственного устройства, связанного с усложнением форм экономической деятельности, требующих разнообразных форм наблюде-ния со стороны уполномоченных государственных учреждений. В.А. Са-кович в развитие дискуссии о наличии финансового контроля уже в Киев-ской Руси отмечал, что если он и существовал, «…то он, в силу домашнего управления, и отправлялся домашним способом» [15, с. 90]. О.В. Влади-мирова, в свою очередь, в рамках такой позиции отмечает, что в XI–XIV вв. государственное управление не разграничивалось с финансовым, а с учетом отсутствия специальных финансово-контрольных учреждений «…не приходится говорить о финансовом контроле как об отдельном направлении деятельности в сфере управления» [5, с. 27].

Анализ приведенных позиций, относящих возникновение финансового контроля к моменту появления государства, позволяет констатировать, что сформулировавшие их специалисты уравнивают функции государства в финансовой сфере, в том числе контрольные, с финансовым контролем как таковым. Однако, соглашаясь с другими современными исследователями, можно отметить, что эти категории не являются тождественными, а финан-совый контроль относится к одной из форм реализации контрольной функции государства в финансовой сфере. 

Финансовый контроль в качестве самостоятельного государственного института возникает с появлением первых приказов, наделенных соответ-ствующими полномочиями (XVII–XIX вв.) [5, с. 28]. Для данного периода государственного развития характерно учреждение специализированных контрольно-финансовых органов, однако не наделенных функцией коор-динации всех доходов государства, т.е. взаимосвязанного контроля раз-личных источников формирования государственных ресурсов. Исходя из этого, можно отметить, что приказный порядок стал базой для внутриве-домственного финансового контроля. Ряд государственных служащих и органов должны были отчитываться перед вышестоящими приказами. 

Датой становления института государственного финансового кон-троля считается 10 марта 1656 г., когда появляется Приказ Счета Большой Казны (Счетный приказ) [17]. Указанный период при этом можно относить только к первичному этапу появления системы финансового контроля в России. К функциям этого органа относились в значительной степени не контрольные, а счетные мероприятия (учет государственных доходов и расходов), что является лишь составляющей финансового контроля. Исхо-дя из этого, было высказано даже мнение о том, что неверно относить та-кую деятельность к финансово-контрольной деятельности [6, с. 68, 69]. Государственный финансовый контроль в его современном понимании со-путствует организованной деятельности в области бюджета, охватываю-щей разного рода мероприятия, обеспечивающие его формирование, рас-пределение, использование. В связи с этим следует констатировать спра-ведливое высказывание Е.В. Анисимова о том, что «…в отсутствие элемен-тарного бюджетного планирования финансовый контроль практически не-возможен» [4, с. 68, 69].

Дальнейшая эволюция системы государственного финансового кон-троля в России происходит в период петровских реформ, приведших к значительному усложнению структуры государственных органов и, как следствие, – финансовой деятельности государства, появлению в государ-ственном бюджете новых статей доходов и расходов, а значит, увеличению значимости финансового контроля. На этом этапе заложены базовые эле-менты системы финансового контроля монархического государства. По-мимо указанных выше, значимость института государственного финансо-вого контроля была предопределена множеством факторов, среди кото-рых: потребность в централизации управления финансами; необходимость упорядочения учета бюджетных средств; формирующиеся ревизионные инструменты; усложнение законодательства, в том числе в части регули-рования контрольных мероприятий со стороны государства. 

В 1711 г. был учрежден Сенат, среди функций которого значилась функция управления финансами. В Сенат входило девять коллегий, управ-ление финансами при этом осуществляли три из них: Камер-коллегия, Штатс-коллегия, Ревизион-коллегия. Наибольшее значение в развитии си-стемы государственного финансового контроля имело учреждение Ревизи-он-коллегии – качественно нового органа, выполняющего только функции финансового контроля. Вместе с этим начинается формирование системы надзора с передачей этой функции прокуратуре и фискалитету. 

Во главе фискалитета стоял генерал-фискал, который назначался ца-рем в качестве «надсмотрителя, дабы никто от службы не ухоранивался и прочего худа не чинил». Помощник генерал-фискала назначался Сенатом. Этим должностным лицам были подчинены фискалы при коллегиях, про-винциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в городах. Надо от-метить, что институт фискалов и сам этот термин был заимствован Петром I из опыта европейских стран. Фискалы в европейских странах сочетали контрольную и правоохранительную функции. В России же фискалы также осуществляли обе эти функции, но в итоге правоохранительная функция стала преобладающей. Институт фискалов в России выступил первым юридически оформленным централизованным государственным кон-трольным органом в области управления финансами. 

Фискалы были обязаны «тайно проведывать, доносить и обличать» злоупотребления чиновников (как высших, так и низших), преследовать казнокрадство, взяточничество и «вообще безгласныя преступления явно противогосударственнаго и противообщественнаго характера» (ПСЗ-I.Т. IV. № 2330. П. 9). 

Нередко только благодаря усилиям фискалов обнаруживались факты финансовых злоупотреблений органов местной власти. Например, жители Устюженского удела стали объектом сильнейшего давления подъячих, ко-торые были назначены комиссаром для сборов в казну. Донос, который стал результатом проведенного фискалами расследования и в котором, в частности, отмечалось, что «от всего этого и неправого комиссарского су-да запустело в Вахомской волости, в Вознесенском стану 150 дворов» был отправлен губернатору. Губернатор, в свою очередь, оставил его без вни-мания. Тогда местные фискалы направили дело обер-фискалу в Петербург для последующего представления в Сенат. Таким образом, фискалы стано-вились единственной инстанцией, которая могла обнаружить финансовые злоупотребления должностных лиц на местах. 

Для формирования независимости института фискалов, являвшейся необходимым условием реализации вмененных им функций, в 1712 г. эти должностные лица были подчинены Сенату через государственного фис-кала. После этого независимость от органов местной власти, а также ши-рокий спектр прав давали этим должностным лицам оказывать влияние как на представителей местной власти, так и на частных лиц. Таким обра-зом, институт фискалов являлся государственным органом центрального подчинения. 

В первое время фискалы не несли никакой ответственности за ложный донос, что приводило к значительным злоупотреблениям с их стороны и стало причиной издания Указа от 24 апреля 1713 г., в соответствии с кото-рым устанавливался запрет вступаться в челобитчиковы дела. При выне-сении неправильного решения судья, подавший донос, должен был сам приносить жалобу в Сенат. 

Спустя три года правовой статус института фискалов получает более ясное определение. Так, в Указе от 17 марта 1714 г. устанавливалась структура этого института, а также предметы ведомства, ответственность, порядок делопроизводства и вознаграждения. С даты издания этого Указа фискалы могли быть наказаны за донос на невинного с умыслом, из стра-сти или злобы, а равно за неизвещение о краже казенного имущества и прочие злоупотребления из корысти или дружбы. В обоих случаях фискал нес такую же ответственность, как и обвиняемый или виновный. В этот пе-риод устанавливается запрет фискалам вмешиваться в дела частных лиц, для смещения акцентов на государственные финансовые дела, что прида-вало их деятельности иметь более выраженный государственно-финансовый характер. Государственный финансовый контроль превраща-ется в основную функцию института фискалов, что отмечается в Указе от 29 апреля 1717 г., а также в Указе от 22 декабря 1718 г., в соответствии с которыми по делам о хищениях государственных средств осуществлялись доносы фискалам, поскольку «понеже они для того устроены» [10].

Учреждение коллегий в 1717 г. вменяет в функции фискалов «смот-реть за ревностным и правильным исполнением указов и о каждом нару-шении доносить» [10]. Несмотря на то что фискалы как должностные лица просуществовали еще около 10 лет, были учреждены по епархиям, введе-ны в военное ведомство, с момента учреждения коллегий этот институт начинает утрачивать функцию централизованного государственного орга-на, функционирование которого значимо для сферы финансов. 

В полноценную систему государственный финансовый контроль в России оформился только к XIX в., когда активно осуществлялись либе-ральные реформы; поэтому этот период можно признать эпохой «золото-го века» данного государственного института.

В 1802 г. сформировано Министерство финансов, в которое все дей-ствующие в то время министерства ежегодно должны были представлять свои планы развития (в виде смет) на следующий год. Затем Министер-ством финансов сводились все расходные сметы с «генеральной ведомо-стью», представляя их затем на рассмотрение и утверждение государю. После утверждения этих документов у императора роспись отсылалась государственному казначею для исполнения бюджета государства. Бюд-жетные росписи и отчеты на протяжении длительного периода являлись государственной тайной и не могли быть рассмотрены высшими учрежде-ниями государственной власти. 

Следующий виток развития системы государственного финансового контроля произошел в период реализации реформ М.М. Сперанского, в результате которых финансовый контроль приобретает независимость. Ключевой функцией финансового контроля становится контроль за ис-пользованием бюджетных средств. Опираясь на эту посылку в целях про-ведения мероприятий по совершенствованию государственного финансо-вого контроля, М.М. Сперанский выдвигает предложения распространить контрольную деятельность на все статьи государственных (местных) дохо-дов и расходов, а также структурные элементы государственного аппарата и должностных лиц. В числе прочих рекомендаций М.М. Сперанский от-мечал необходимость обобщить опыт и практику управления государ-ственными средствами для выработки рекомендаций по ее совершенство-ванию. 

Одной из ключевых вех в ходе развития системы государственного финансового контроля является создание Главного управления ревизии государственных счетов, а также учреждение должности Государственного контролера в 1811 г. В функции нового органа входила ревизия доходов и расходов всех средств бюджета и «усматривать выгоды, приобретенные казною при различных операциях» [8]. 

Далее, в 1836 г., Главное управление ревизии государственных счетов было преобразовано в учреждение под названием Государственный кон-троль. Тем самым получило завершение учреждение механизма ревизии генеральных отчетов. В соответствии с установленным порядком до по-ступления в Государственный контроль отчетность должны была пройти три инстанции. После этого ревизия отчетности на высшем уровне осу-ществлялась не по подлинным книгам и документам, а по генеральным от-четам, которые представляли собой выводы министерских департаментов и нередко содержали ложные сведения. Очевидно, что такое положение дел снижало действенность государственного финансового контроля, не позволяя предотвратить крупные хищения государственных ресурсов. 

Продолжая анализ особенностей развития системы государственного финансового контроля в России, следует отметить, что развитие взглядов и практической сферы реализации экономической деятельности в первой по-ловине XIX в., отмена крепостного права привели к необходимости даль-нейшего осуществления реформ, среди которых значилась реформа управления финансами. 

В 1866 г. учреждаются контрольные палаты, целью которых являлась ежемесячная проверка государственных доходов и расходов. В 1892 г. разрабатывается и утверждается новое Положение о Государственном контроле, закрепившее за ним следующие функции: а) ревизионные – про-верка отчетности финансово-хозяйственных операций, их предваритель-ный и текущий контроль; б) административные – членство сотрудников Государственного контроля в коллегиальных учреждениях; в) бюджетные – проверка и участие в составлении финансовых смет, совершенствование норм счетоводства и отчетности.

Осуществление финансового контроля в армии в период Крымской войны позволило выявить существенное число злоупотреблений в расхо-довании бюджетных средств. Так, в докладе Государственного контроля императору Александру II была аргументирована недостаточность одной последующей ревизии отчетности и необходимость проведения в дополне-ние к имеющимся формам контроля текущих контрольных мероприятий. Для этого был создан полевой контроль, который состоял из полевого ге-нерал-контролера и полевых контролеров. Полевой контроль был упол-номочен проверять сохранность и правильность использования финансо-вых ресурсов, осуществлять внезапные фактические ревизии наличности и т.д. Внедрение и практика использования текущего контроля оказала су-щественное влияние на дальнейшее развитие института государственного финансового контроля в России. 

Другим важным решением в процессе становления государственного финансового контроля стало внедрение предварительного контроля в об-ласти железнодорожного транспорта в конце XIX в. Существенные темпы развития экономики в России в этот период обусловили необходимость внедрения большего количества железнодорожных путей, формирования средств связи, а также механизма государственного кредитования задей-ствованных организаций. Значительные по объему бюджетные ассигнова-ния на строительство железных дорог предоставлялись вне обеспеченности действенной системой контроля, становясь источником хищений. Так, уже в 1833 г. Временными правилами о контроле над оборотами по эксплуа-тации железных дорог на учреждение «Государственный контроль» возла-галось участие в рассмотрении годовых смет по доходно-расходной части железных дорог, а также предложений о кредитах сверх смет, предвари-тельная проверка ассигновок, в соответствии с которыми выделялись бюджетные средства [14, с. 985–990]. 

К началу 1866 г. контрольные палаты осуществляли свою деятель-ность во всех областях России. Вводился также механизм государственной отчетности, неразрывным элементом которого являлось единство бюджета и кассы, что, как следствие, презюмировало принятие принципа предвари-тельного контроля, столь значимого и в современный период функциони-рования бюджетной системы. Помимо этого, в данный период для госу-дарственных органов устанавливались единообразные сметы по доходно-расходной части, а переносить заемные средства из одной части сметы в другую не разрешалось. В эти годы также стал внедряться принцип «про-зрачности» бюджета – роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. 

В 1892 г. издается Закон об учреждении Государственного контроля, представлявший собой акт, объединяющий ранее изданные постановления о финансовом контроле. При наличии ряда недостатков указанный норма-тивный акт имел большое значение для развития регулирования института финансового контроля. Согласно этому Закону, во главе Государственно-го контроля стоял государственный контролер, имевший статус министра, с подчинением ему всех центральных и местных контрольных учреждений. 

Структурно государственный контроль включал центральные (состо-явшие из департаментов гражданской, военной и морской, железнодорож-ной, кредитной отчетности) и местные органы. Первым органом по реви-зии отчетности являлись все центральные и местные учреждения. Ко вто-рой высшей инстанции в составе Государственного контроля относился Совет Государственного контроля, руководивший ревизионной деятельно-стью всех структурных подразделений Государственного контроля и утверждавший или отменявший их постановления. К высшей ревизионной инстанции относился Сенат с его первым департаментом, в который посту-пали дела против заключений Совета Государственного контроля. 

На данной стадии своего становления государственный финансовый контроль уже играл значимую роль в управлении централизованными ре-сурсами государства, создавая препятствия для злоупотребления в сфере финансов чиновникам и хозяйствующим субъектам [7, с. 50]. 

Характеризуя финансовый контроль в царской России, авторы спра-ведливо отмечают его существенное отличие от методов финансового кон-троля западных стран аналогичного периода времени [2, с. 48–55]. Прин-ципиальное отличие при этом заключалось в том, что финансовый кон-троль в России никогда не был независимым от государства. Бюджет дол-гое время не утверждался в рамках специальных юридических процедур и «…не представлял собою акта, имеющего какую-либо формальную силу, не был актом ассигнования средств законодательными органами в распо-ряжение правительства на определенный период времени, а был простым исчислением доходов и расходов, их росписью» [13, с. 58]. Отчет о его ис-полнении также не утверждался в форме законодательного акта. Это слу-жило основанием для того, что финансовый контроль в России проводился исполнительными органами, в функции которых входило исполнение бюджета, т.е. контроль имел ведомственный характер. Учрежденный орган власти под названием Государственный контроль впоследствии не стал государственным институтом, поскольку контроль осуществлялся различ-ными ведомствами, что вело к отсутствию комплексности в решениях и вы-сокому уровню бюрократии. 

Заметим, указанные черты выше черты исторического становления бюджета как объекта государственного контроля связаны со становлением бюджетного устройства государства. Данные черты бюджета исследуются доктором юридических наук Х.В. Пешковой в работе «Бюджетное устрой-ство государства» [11, с. 7–26]. Автор вводит в понятийно-категориальный аппарат науки понятие «бюджетный метод ведения государственного хо-зяйства» [11, с. 6–14].

К началу XX в. в России в сфере государственного финансового кон-троля на основании практического опыта ведения ревизии и счетоводства были внедрены следующие системы контроля: 1) наблюдательного кон-троля, в задачу которого входила проверка ежемесячных, годовых бух-галтерских книг и отчетов, составляемых министерствами и подчиненными ведомствами; 2) документального контроля, включавшего ревизию под-линных документов, проверку действий исполнителей и распорядителей кредита, финансовых смет и составление отчетов по результатам ревизии; 3) предварительного контроля, задачами которого являлись рассмотрение смет, правил, инструкций и положений, проверка ассигнований по каждой оплате, участие контроля в производстве торгов, закупок и продаж; 4) фактического контроля, состоящего в том, что представители контроля присутствовали при приеме материалов, в обмере работ, ревизии налич-ности касс, в сверке с натурой и подсчете платежных документов [12].

Со становлением Российского государства периода СССР система государственного финансового контроля претерпела существенные изме-нения. Административно-командное хозяйствование, основанное на госу-дарственной собственности, определяло необходимость других подходов к теории и практике государственного финансового контроля.

27 ноября 1917 г. ВЦИК и СНК утверждают положение о рабочем контроле. Для управления сектором государственной экономики создается Высший Совет Народного хозяйства, на губернских и других уровнях со-здаются совнархозы. На всех промышленных объектах был введен рабо-чий контроль. 

В декабре 1917 г. учреждается Народный комиссариат Государствен-ного контроля, преобразованный в последующем в Народный комиссари-ат Рабоче-крестьянской инспекции. Главная задача инспекции состояла в необходимости наведения порядка в учете, ликвидации растрат и хищений, а также обеспечения неотвратимости государственных контрольных меро-приятий. 

Решением XVII съезда ВКП(б) Рабоче-крестьянская инспекция преоб-разуется в Комиссию советского контроля, а в 1940 г. учреждается Союз-но-республиканский народный комиссариат государственного контроля. При этом название этого органа неоднократно менялось, в зависимости от геополитических условий (Комитет партийно-государственного контроля, Комитет народного контроля). 

Значительное внимание органами контроля уделялось контрольно-проверочным мероприятиям (в форме ревизий) в соответствии с планами, утвержденными Правительством. Для этого с целью реализации ревизий непосредственно на подконтрольных учреждениях постановлением Прави-тельства от 23 октября 1923 г. учреждается Финансово-контрольное управление. С начала своей деятельности этот орган был довольно боль-шим по численности (в 1924 г. аппарат составлял 3189 человек). В соот-ветствии с утвержденной структурой органы государственного финансово-го контроля функционировали при финансовых органах, подчинялись непосредственно наркому, а на местах – руководителю финансового орга-на. Эти органы имели свой бюджет, проверка освоения которого осу-ществлялась Рабоче-крестьянской инспекцией. 

В начале 1933 г. Финансово-контрольное управление преобразуют в Финансово-бюджетную инспекцию, функционировавшую до 1937 г. В ок-тябре 1937 г. в составе Наркомфина учреждается специальное Контроль-но-ревизионное управление, Положение о котором утверждено правитель-ством страны. В соответствии с Положением новое управление было впра-ве осуществлять документальные ревизии всех наркомов, ведомств и орга-низаций, предприятий, а также имело право выносить руководителям под-контрольных субъектов обязательные для выполнения указания об устра-нении выявленных нарушений финансовой дисциплины [9, с. 138–142]. 

Бюджетирование Контрольно-ревизионного управления производи-лось за счет общесоюзного государственного бюджета. Такой механизм государственного финансового контроля действовал вплоть до 1956 г. В 1956 г. в связи с расширением прав союзных республик при финансовых органах каждой из них учреждаются контрольно-ревизионные управления местного уровня, подчиненные непосредственно министерствам финансов соответствующих республик. 

Функции контроля также реализовывали органы Госбанка, Госком-стата, Госкомцен, самих финансовых органов. Вместе с этим функциони-ровали ведомственный контрольно-ревизионный аппарат, партийный кон-троль, общественный контроль и прочие виды контроля. 

В 1971 г. Постановлением Совета Министров СССР утверждается Положение о Министерстве финансов СССР. Одним из основных приори-тетов министерства стало соблюдение финансовой дисциплины, контроля над выполнением подконтрольными субъектами обязательств перед госу-дарством. Министерство финансов СССР получило широкий перечень прав, среди которых было право ограничения и приостановления бюджет-ного финансирования субъектов, не соблюдающих финансовую дисципли-ну, право взыскания с плательщиков не перечисленные своевременно налогов и др.

Одной из характерных черт организации системы государственного финансового контроля в советский период была ориентация на его высо-кую эффективность, что достигалось организацией систематических про-верок уполномоченными финансовыми органами во всех сферах хозяй-ства. Особому контролю подвергалась финансовая дисциплина субъектов хозяйствования, экономия ресурсов, правильность определения и поступ-ления обязательных платежей в бюджет, законность и обоснованность рас-ходования бюджетных средств, а также выполнение обязательств перед бюджетом. Вместе с этим осуществлялись мероприятия по развитию фи-нансового контроля. Финансовый контроль был ориентирован на макси-мально действенное использование материальных, денежных и трудовых ресурсов. Другой характерной чертой советского периода являлась цен-трализация финансового контроля со стороны общегосударственных ор-ганов в лице Верховного Совета, Министерства финансов, Контрольно-ревизионного управления и Комитета народного контроля [12]. 

Распад СССР ознаменовал деструкцию построенной на принципах административно-плановой экономики системы государственного финан-сового контроля. Первым нормативным актом, регламентирующим орга-низацию государственного финансового контроля в российском государ-стве после распада СССР, был Указ Президента РФ от 15 июля 1996 г. № 1045 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (ред. от 18 июля 2001 г.) [16]. Согласно данному указу для обеспечения надлежащего контроля над формированием госу-дарственных доходов и рациональным их использованием, а также улуч-шения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в стране Президентом РФ было установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает контроль над исполне-нием федерального бюджета, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга.

Исходя из проведенного исследования исторических этапов развития отношений в сфере осуществления государственного финансового кон-троля в России, можно предложить следующий способ периодизации ста-новления данного института: 

  1. 1656–1711 гг. – этап зарождения, становления первичных эле-ментов финансового контроля в России;
  2. 1711–1810 гг. – этап формирования базовых элементов систе-мы финансового контроля;
  3. 1810–1917 гг. – этап формирования полноценной системы фи-нансового контроля в России, существенного совершенствования правово-го регулирования финансового контроля;
  4. 1917–1991 гг. – период централизации функций по осуществ-лению финансового контроля со стороны органов государственной власти;
  5. 1991 г. – по настоящее время – этап становления современной системы финансового контроля в условиях рыночной экономики.
References

1. Andreev A. Etapy razvitiya [Tekst] / A. Andreev, E. Nikol´skiy. Prezidentskiy kontrol´. Informatsionnyy byulleten´. - 1991. - № 1.

2. Aminova E.M. Finansovyy kontrol´ v Rossii: istoriya i so-vremennost´ [Tekst] / E.M. Aminova. Pravo i upravlenie. XXI vek. - 2011. - № 2. - S. 48-55.

3. Andrukhovich A. Edinstvo triady: schetovodstvo, otchetnost´, kon-trol´ [Tekst] / A. Andrukhovich. Prezidentskiy kontrol´. - 1997. - № 1.

4. Anisimov E.V. Gosudarstvennye preobrazovaniya i samoderzha-vie Petra Velikogo v pervoy chetverti XVIII veka [Tekst] / E.V. Anisimov. - SPb.: Dmitriy Bulanin, 1997. - 331 s.

5. Vladimirova O.V. Gosudarstvennyy finansovyy kontrol´ Rossii v XVII-XIX vv. (istoriko-pravovoe issledovanie) [Tekst]: dis. …kand. yurid. nauk / O.V. Vladimirova. - Belgorod, 2003.

6. Gosudarstvennyy kontrol´. 1811-2011 [Tekst]. Sb. nauch. trudov, posvyashch. 200-letiyu Gosudarstvennogo kontrolya; otv. red. I.B. Lagutin. - Kursk: Kursk. gos. un-t; Institut publichno-pravovykh issledovaniy (Moskva). - Kursk; M., 2011.

7. Gracheva E.Yu. Finansovyy kontrol´ [Tekst]: uchebnoe posobie / E.Yu. Gracheva, G.P. Tolstopyatenko, E.A. Ryzhkova. - M.: Izdatel´skiy dom «Kameron», 2004. - 272 s.

8. Kucherov I.I. Nalogovoe pravo Rossii [Tekst]: kurs lektsiy / I.I. Kucherov. - M.: Tsentr YurInfor, 2006.

9. Matveeva L.Yu. Osnovnye etapy razvitiya finansovogo kon-trolya v Rossii do 1991 g. [Tekst] / L.Yu. Matveeva. Uchet i statistika. - 2005. - № 5. - S. 138-142.

10. Nazarov V.N. Institut fiskalov - pervyy v Rossii organ fi-nansovogo kontrolya [Tekst] / V.N. Nazarov. Finansovoe pravo. - 2008. - № 1.

11. Peshkova Kh.V. Byudzhetnoe ustroystvo Rossii [Tekst]: monogra-fiya / Kh.V. Peshkova. - M.: INFRA-M, 2014. - 176 s.

12. Podshivalov Yu.I. Istoriko-teoreticheskie aspekty razvitiya gosudarstvennogo finansovogo kontrolya v Rossii XIX- XX vekov [Tekst] / Yu.I. Podshivalov. Problemy prava. Mezhdunarodnyy pravovoy zhur-nal. - 2009. - № 3.

13. Pontovich E.E. Finansovyy kontrol´ [Tekst] / E.E. Pontovich. - L., 1928.

14. Pravila i formy smetnogo, kassovogo i revizionnogo poryad-ka: Sbornik deystvitel´nykh uzakoneniy, pravil i form, s dopolneniyami i izmeneniyami po 1 sentyabrya 1914 g. i tsirkulyarnymi raz´´yasneniyami Mi-nisterstva finansov i Gosudarstvennogo kontrolya [Tekst] / sost. V. Sako-vich i N. Shirokov. - 6-e izd. - Petrograd: Izd. Yuridicheskogo knizhnogo magazina N.K. Martynova, 1915. - KhKhIV. - 1236 s.

15. Sakovich V.A. Gosudarstvennyy kontrol´ v Rossii, ego istoriya i sovremennoe ustroystvo v svyazi s izlozheniem smetnoy sistemy, kassovo-go ustroystva gosudarstvennoy otchetnosti [Tekst] / V.A. Sakovich. - Ch. 1-2. - SPb.: Tipo-litografiya Berman i Rabinovich, 1898.

16. Ukaz Prezidenta RF ot 15 iyulya 1996 g. № 1045 «O merakh po obespecheniyu gosudarstvennogo finansovogo kontrolya v Rossiyskoy Fede-ratsii» (red. ot 18 iyulya 2001 g.) [Tekst]. SZ RF. - 1996. - № 31. - St. 3696.

17. Rasporyazhenie Prezidenta RF ot 14.02.2006 № 65-rp «O prazdnovanii 350-letiya ustanovleniya gosudarstvennogo finansovogo kon-trolya v Rossii» [Tekst]. SZ RF. - 2006. - № 8. - St. 916.

Login or Create
* Forgot password?