Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обобщены основные выводы учебного пособия О.В. Комаровой, Н.И. Зыряновой «Экономика образования», рассмотрена специфика системы образования как сферы национальной экономики, дана характеристика рынка образовательных услуг России.

Ключевые слова:
система образования, общественное благо, рынок образовательных услуг, образовательные организации, экономика образования.
Текст

В современной экономике кадровый потенциал с позиций развития общества имеет большое значение, однако решение о формировании собственного индивидуального человеческого потенциала осуществляется на микроэкономическом уровне и в особой системе – системе образования. В условиях рыночной экономики система образования активно участвует в процессе производства и создания услуг, становясь субъектом рыночной экономики. В современной системе образования переплетаются различные сферы человеческой деятельности – социальная, воспитательная, образовательная, экономическая и др., что обусловливает особенности функционирования и развития данной системы. Интерес к экономике системы образования возник давно. Обзор учебной и научной литературы по экономике образования подтверждает значимость и многогранность исследований данной сферы. В связи с этим хочется обратить внимание на новый учебник О.В. Комаровой и Н.И. Зыряновой «Экономика образования», подготовленный в издательстве «ИНФРА-М». В учебнике излагаются базовые положения экономики образования как междисциплинарной науки, связанной с педагогикой, экономикой и управлением.  

Авторы учебника довольно давно занимаются проблемами экономики образования [2–7], поэтому подготовка данного учебника была неслучайна. Учебник рекомендован для бакалавров, обучающихся по укрупненной группе «Образование и педагогические науки», для студентов образовательных организаций высшего образования, а также для работников системы образования и всех интересующихся проблемами экономики образования.

Особое место в учебнике занимает характеристика образовательной услуги, в частности, авторами выделены специфические свойства образовательных услуг, такие как низкая степень осязаемости, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость и невещественность образовательных услуг, длительность процесса производства и потребления образовательных услуг [1, с. 21, 22].

Экономические отношения в системе образования многогранны, но в настоящее время в полной мере согласуются с рыночной системой хозяйствования. Рынок образовательных услуг рассматривается авторами как «…система социально-экономических отношений между образовательной организацией, государством и потребителями по поводу производства и использования образовательных услуг, направленных на удовлетворение не только индивидуальных, но и общественных потребностей» [1, с. 33]. В учебнике приведена модель рынка образовательных услуг (схема 1), представляющая научный и практический интерес [1, с. 36]: 

На основе данной схемы формируется представление о сложности рынка образовательных услуг и особенностях его регулирования. Данный подход дает общее представление о рынке образовательных услуг всех видов и уровней образования. Подразделение рынка образовательных услуг на различные сегменты обусловлено различием во внешних эффектах от определенных образовательных услуг и различием в отнесении образовательных услуг к общественным благам. Авторы показывают, что «…в рамках системы образования создаются различные общественные блага: часть образовательных услуг – основное общее и (или) среднее общее образование – можно отнести к чисто общественным благам, а другую часть – среднее профессиональное образование и (или) образование по программам профессионального обучения, высшее образование – к квазиобщественным благам» [1, с. 23].

Именно это обстоятельство является одной из причин того, что рынок образовательных услуг, с одной стороны, требует обязательного государственного регулирования – в виде формирования образовательных стандартов, с другой стороны, взаимодействие между субъектами отношений сильно определяется уровнем системы образования, т.е. в рамках дошкольного, общего или профессионального образования происходит взаимодействие субъектов.

Большое место в учебнике отводится анализу деятельности образовательной организации. 

Авторы выделяют следующие важные аспекты деятельности образовательной организации на рынке образовательных услуг: 

  1. кадровое обеспечение образовательной организации связано в первую очередь с педагогическими работниками, которые как личности создают качество образовательной услуги, поэтому формирование коллектива педагогических работников – наиважнейшая задача руководства образовательной организации. В свою очередь, воздействие на педагогический персонал осуществляется через систему мотивации и стимулирования. Авторы отмечают: «…в образовательной организации при стимулировании работников нельзя опираться исключительно на материальные стимулы, именно в такой организации ввиду высокой степени интеллектуального труда велика роль нематериальных стимулов, поэтому в образовательной организации должен быть найден баланс между материальным и моральным стимулированием» [1, с. 91];
  2. маркетинг образовательной организации рассматривается как «…необходимая и важнейшая часть ее деятельности. Образовательные организации, не осознавшие этой необходимости и не включившиеся активно в маркетинговую деятельность, могут уже в ближайшее время оказаться в невыгодном положении и будут не в состоянии сохранить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг» [1, с. 132];
  3. материально-техническое обеспечение образовательной организации является важной составляющей условий и качества предоставления образовательной услуги. Материально-техническое обеспечение определяется формой собственности и организационно-правовой формой образовательной организации, а также должно соответствовать программам и уровню образования; 
  4. финансовое обеспечение образовательной организации определяется «…тем, насколько образование того или иного уровня является общественным благом» [1, с. 180], поэтому в системе образования большую роль играет бюджетное финансирование на уровне общего образования и внебюджетное финансирование на уровне профессионального образования.

Деятельность современных образовательных организаций тесно связана с проблемами безопасности, в том числе экономической. На уровне образовательной организации управление экономической безопасностью определяется рисками, возникающими у образовательных организаций [1, с. 188, 189].

Учебник «Экономика образования» состоит из четырех разделов. В первом разделе авторы рассматривают объект, предмет и этапы развития экономики образования, дается характеристика образовательной услуге – продукту системы образования, который продается и покупается на рынке. Во втором разделе авторы представили развитие системы образования в России и ее основные характеристики, понятие и подходы к формированию образовательного стандарта, особенности образовательных организаций как субъектов рыночного взаимодействия. Третий раздел посвящен ресурсному обеспечению образовательных организаций, где подробно рассмотрены трудовые и материальные ресурсы образовательных организаций и маркетинг образовательных услуг. Поскольку образовательная услуга нематериальна, то ключевую роль в ее производстве играет личность педагога, поэтому анализу кадрового обеспечения, а также оплате труда педагогических работников уделяется большое внимание. Авторы анализируют современные подходы к оплате труда, рассматривают эффективный контракт, который «…должен обеспечивать такой уровень зарплаты педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики. Конкретный размер зарплаты увязывается с объемами, интенсивностью и качеством выполненной по трудовому договору работы, заданные работнику показатели должны быть увязаны с показателями образовательной организации» [1, с. 107].

В четвертом разделе раскрыты вопросы финансирования и управления затратами в образовательной организации, рассматриваются их риски и вопросы экономической безопасности. Представлены также различные источники финансирования образовательных организаций. В нем авторы отмечают, что «...процессы, связанные с функционированием образования, носят цикличный, нелинейный, инновационный и долгосрочный характер. Поэтому необходим целый комплекс мер, в котором должны участвовать государство, бизнес, общество и научная общественность» [1, с. 183].

Учебник О.В. Комаровой, Н.И. Зыряновой «Экономика образования» отличает системный подход к решению научной проблемы. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что авторам удалось подчеркнуть особенности экономики системы образования, учитывая при этом все ее особенности.

Список литературы

1. Комарова О.В. Экономика образования: учебное пособие [Текст] / О.В. Комарова, Н.И. Зырянова. - М.: ИНФРА-М, 2016.

2. Комарова О.В. Профессиональное образование как категория экономической науки [Текст] / О.В. Комарова // Экономика и управление профессиональным образованием: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2005. - С. 40-49.

3. Комарова О.В. К вопросу о сущности образования [Текст] / О.В. Комарова, О.В. Гуляева // Экономика и управление профессиональным образованием: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2006. - С. 40-49.

4. Тихомирова Т.П. Инновации как фактор активизации учебного процесса в вузе [Текст] / Т.П. Тихомирова, О.В. Комарова // Материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф. «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития». - Екатеринбург, 11-14 ноября. - 2013. - Том 1. - С. 236-238.

5. Зырянова Н.И. Структура и содержание отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления [Текст] / Н.И. Зырянова // Вестник ЧГПУ. - 2010. - № 11. - С. 45-55.

6. Зырянова Н.И. Структура и содержание отраслевой подготовки будущих бакалавров профессионального обучения [Текст] / Н.И. Зырянова // Научные исследования в образовании. - 2010. - № 12. - С. 34-38.

7. Зырянова Н.И. Компетентностный подход к организации подготовки бакалавров профессионального обучения по экономике и управлению [Текст] / Н.И. Зырянова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: журнал науч. публикаций. - 2010. - № 10 - С. 387-389.

Войти или Создать
* Забыли пароль?