Abstract and keywords
Abstract (English):
The article summarizes the main findings of a textbook of O.V. Komarova and N.I. Zyryanova "Economics of Education". The specifics of the education system as a sphere of the national economy is discussed, the characteristics of Russian market of educational services is given.

Keywords:
education system, the public good, the market of educational services, educational organizations, economics of education.
Text

В современной экономике кадровый потенциал с позиций развития общества имеет большое значение, однако решение о формировании собственного индивидуального человеческого потенциала осуществляется на микроэкономическом уровне и в особой системе – системе образования. В условиях рыночной экономики система образования активно участвует в процессе производства и создания услуг, становясь субъектом рыночной экономики. В современной системе образования переплетаются различные сферы человеческой деятельности – социальная, воспитательная, образовательная, экономическая и др., что обусловливает особенности функционирования и развития данной системы. Интерес к экономике системы образования возник давно. Обзор учебной и научной литературы по экономике образования подтверждает значимость и многогранность исследований данной сферы. В связи с этим хочется обратить внимание на новый учебник О.В. Комаровой и Н.И. Зыряновой «Экономика образования», подготовленный в издательстве «ИНФРА-М». В учебнике излагаются базовые положения экономики образования как междисциплинарной науки, связанной с педагогикой, экономикой и управлением.  

Авторы учебника довольно давно занимаются проблемами экономики образования [2–7], поэтому подготовка данного учебника была неслучайна. Учебник рекомендован для бакалавров, обучающихся по укрупненной группе «Образование и педагогические науки», для студентов образовательных организаций высшего образования, а также для работников системы образования и всех интересующихся проблемами экономики образования.

Особое место в учебнике занимает характеристика образовательной услуги, в частности, авторами выделены специфические свойства образовательных услуг, такие как низкая степень осязаемости, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость и невещественность образовательных услуг, длительность процесса производства и потребления образовательных услуг [1, с. 21, 22].

Экономические отношения в системе образования многогранны, но в настоящее время в полной мере согласуются с рыночной системой хозяйствования. Рынок образовательных услуг рассматривается авторами как «…система социально-экономических отношений между образовательной организацией, государством и потребителями по поводу производства и использования образовательных услуг, направленных на удовлетворение не только индивидуальных, но и общественных потребностей» [1, с. 33]. В учебнике приведена модель рынка образовательных услуг (схема 1), представляющая научный и практический интерес [1, с. 36]: 

На основе данной схемы формируется представление о сложности рынка образовательных услуг и особенностях его регулирования. Данный подход дает общее представление о рынке образовательных услуг всех видов и уровней образования. Подразделение рынка образовательных услуг на различные сегменты обусловлено различием во внешних эффектах от определенных образовательных услуг и различием в отнесении образовательных услуг к общественным благам. Авторы показывают, что «…в рамках системы образования создаются различные общественные блага: часть образовательных услуг – основное общее и (или) среднее общее образование – можно отнести к чисто общественным благам, а другую часть – среднее профессиональное образование и (или) образование по программам профессионального обучения, высшее образование – к квазиобщественным благам» [1, с. 23].

Именно это обстоятельство является одной из причин того, что рынок образовательных услуг, с одной стороны, требует обязательного государственного регулирования – в виде формирования образовательных стандартов, с другой стороны, взаимодействие между субъектами отношений сильно определяется уровнем системы образования, т.е. в рамках дошкольного, общего или профессионального образования происходит взаимодействие субъектов.

Большое место в учебнике отводится анализу деятельности образовательной организации. 

Авторы выделяют следующие важные аспекты деятельности образовательной организации на рынке образовательных услуг: 

  1. кадровое обеспечение образовательной организации связано в первую очередь с педагогическими работниками, которые как личности создают качество образовательной услуги, поэтому формирование коллектива педагогических работников – наиважнейшая задача руководства образовательной организации. В свою очередь, воздействие на педагогический персонал осуществляется через систему мотивации и стимулирования. Авторы отмечают: «…в образовательной организации при стимулировании работников нельзя опираться исключительно на материальные стимулы, именно в такой организации ввиду высокой степени интеллектуального труда велика роль нематериальных стимулов, поэтому в образовательной организации должен быть найден баланс между материальным и моральным стимулированием» [1, с. 91];
  2. маркетинг образовательной организации рассматривается как «…необходимая и важнейшая часть ее деятельности. Образовательные организации, не осознавшие этой необходимости и не включившиеся активно в маркетинговую деятельность, могут уже в ближайшее время оказаться в невыгодном положении и будут не в состоянии сохранить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг» [1, с. 132];
  3. материально-техническое обеспечение образовательной организации является важной составляющей условий и качества предоставления образовательной услуги. Материально-техническое обеспечение определяется формой собственности и организационно-правовой формой образовательной организации, а также должно соответствовать программам и уровню образования; 
  4. финансовое обеспечение образовательной организации определяется «…тем, насколько образование того или иного уровня является общественным благом» [1, с. 180], поэтому в системе образования большую роль играет бюджетное финансирование на уровне общего образования и внебюджетное финансирование на уровне профессионального образования.

Деятельность современных образовательных организаций тесно связана с проблемами безопасности, в том числе экономической. На уровне образовательной организации управление экономической безопасностью определяется рисками, возникающими у образовательных организаций [1, с. 188, 189].

Учебник «Экономика образования» состоит из четырех разделов. В первом разделе авторы рассматривают объект, предмет и этапы развития экономики образования, дается характеристика образовательной услуге – продукту системы образования, который продается и покупается на рынке. Во втором разделе авторы представили развитие системы образования в России и ее основные характеристики, понятие и подходы к формированию образовательного стандарта, особенности образовательных организаций как субъектов рыночного взаимодействия. Третий раздел посвящен ресурсному обеспечению образовательных организаций, где подробно рассмотрены трудовые и материальные ресурсы образовательных организаций и маркетинг образовательных услуг. Поскольку образовательная услуга нематериальна, то ключевую роль в ее производстве играет личность педагога, поэтому анализу кадрового обеспечения, а также оплате труда педагогических работников уделяется большое внимание. Авторы анализируют современные подходы к оплате труда, рассматривают эффективный контракт, который «…должен обеспечивать такой уровень зарплаты педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики. Конкретный размер зарплаты увязывается с объемами, интенсивностью и качеством выполненной по трудовому договору работы, заданные работнику показатели должны быть увязаны с показателями образовательной организации» [1, с. 107].

В четвертом разделе раскрыты вопросы финансирования и управления затратами в образовательной организации, рассматриваются их риски и вопросы экономической безопасности. Представлены также различные источники финансирования образовательных организаций. В нем авторы отмечают, что «...процессы, связанные с функционированием образования, носят цикличный, нелинейный, инновационный и долгосрочный характер. Поэтому необходим целый комплекс мер, в котором должны участвовать государство, бизнес, общество и научная общественность» [1, с. 183].

Учебник О.В. Комаровой, Н.И. Зыряновой «Экономика образования» отличает системный подход к решению научной проблемы. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что авторам удалось подчеркнуть особенности экономики системы образования, учитывая при этом все ее особенности.

References

1. Komarova O.V. Ekonomika obrazovaniya: uchebnoe posobie [Tekst] / O.V. Komarova, N.I. Zyryanova. - M.: INFRA-M, 2016.

2. Komarova O.V. Professional´noe obrazovanie kak kategoriya ekonomicheskoy nauki [Tekst] / O.V. Komarova. Ekonomika i upravlenie professional´nym obrazovaniem: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. - Ekaterinburg, 2005. - S. 40-49.

3. Komarova O.V. K voprosu o sushchnosti obrazovaniya [Tekst] / O.V. Komarova, O.V. Gulyaeva. Ekonomika i upravlenie professional´nym obrazovaniem: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. - Ekaterinburg, 2006. - S. 40-49.

4. Tikhomirova T.P. Innovatsii kak faktor aktivizatsii uchebnogo protsessa v vuze [Tekst] / T.P. Tikhomirova, O.V. Komarova. Materialy 6-y Vseros. nauch.-prakt. konf. «Innovatsionnye protsessy v obrazovanii: strategiya, teoriya i praktika razvitiya». - Ekaterinburg, 11-14 noyabrya. - 2013. - Tom 1. - S. 236-238.

5. Zyryanova N.I. Struktura i soderzhanie otraslevoy podgotovki pedagogov professional´nogo obucheniya v oblasti ekonomiki i upravleniya [Tekst] / N.I. Zyryanova. Vestnik ChGPU. - 2010. - № 11. - S. 45-55.

6. Zyryanova N.I. Struktura i soderzhanie otraslevoy podgotovki budushchikh bakalavrov professional´nogo obucheniya [Tekst] / N.I. Zyryanova. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. - 2010. - № 12. - S. 34-38.

7. Zyryanova N.I. Kompetentnostnyy podkhod k organizatsii podgotovki bakalavrov professional´nogo obucheniya po ekonomike i upravleniyu [Tekst] / N.I. Zyryanova. Aktual´nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk: zhurnal nauch. publikatsiy. - 2010. - № 10 - S. 387-389.

Login or Create
* Forgot password?