ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭВАКУАЦИИ НА ГОРОДСКИХ ПАССАЖИРСКИХ ПОДВЕСНЫХ КАНАТНЫХ ДОРОГАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются вопросы обеспечения безопасности персонала и алгоритм проведения эвакуации на городских пассажирских подвесных канатных дорогах. Цель настоящей работы — сформулировать требования к персоналу для обеспечения безопасности при проведении эвакуации пассажиров с использованием систем резервирования. В работе раскрывается инновационная система постоянного резервирования, при которой используется нагруженный резерв. Выполнение объектом требуемых функций обеспечивается оставшимися эле-ментами без переключений при отказе любого элемента в резервной группе. Рассматриваются технические, технологические и организационные риски при различных сценариях возникновения критических отказов. Сформулированы дополнительные трудовые действия, профессиональные знания и умения, а также экспертным путем оценены риски возможного причинения вреда здоровью персонала, предложены рекомендации по принятию решения по снижению травмоопасности персонала с учетом параметров риска.

Ключевые слова:
оценка риска, канатный транспорт, канатное метро, эвакуация пассажиров, требования к персоналу при проведении эвакуации, обоснование безопасности при проектировании, снижение травмоопасности персонала, критический отказ.
Текст

Введение. Канатный транспорт, в том числе подвесные пассажирские канатные дороги (ППКД), классифицируется как надземные технологические средства непрерывного действия, предназначенным для перемещения людей, находящихся в подвижном составе (кабинах, гондолах или креслах) на значительной высоте (расстояние по вертикали от низшей точки подвижного состава ППКД до земли должно быть не менее:1,5 м до верха деревьев; 2 м до высшей точки здания или сооружения, находящегося под трассой ППКД, а также до верха железнодорожного, автодорожного или судоходного габарита) от уровня земли. Федеральным законом №116-ФЗ ППКД отнесены к категории опасных производственных объектов III класса (средней) опасности [1].

В настоящее время известны ППКД различных конструкций. Наиболее известные - маятниковые и кольцевые дороги с неотцепляемым и отцепляемым подвижным составом, а также современные многоканатные системы. Новые инновационные конструкции значительно увеличили комфортность и безопасность эксплуатируемого канатно-го транспорта, что дало возможность применять его в качестве пассажирского в урбанизированной (городской) среде.

Канатные дороги (КД), согласно Федеральным нормам и правилам (ФНП) «Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог», представляют собой линейное сооружение, состоящее из фундаментов и (или) комплектного технического устройства, а также установленного на трассе оборудования КД, служащего для перевозки пассажиров посредством канатной тяги [2].

Список литературы

1. О промышленной безопасности опасных производственных объектов [электронный ресурс] : федеральный закон №116-ФЗ от 21.07.1997 (в ред. от 13.07.2015) / Государственная Дума РФ; Совет Федерации Фед. собр. РФ // Электрон. фонд правовой и норматив.-техн. документации / Консорциум «Кодекс». - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/499004496 (дата обращения : 15.02.2016).

2. Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. [электронный ресурс] / Приказ №42 от 06.02.2014 Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору / Электрон. фонд правовой и норматив.-техн. документации / Консорциум «Кодекс». - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/499077072 (дата обращения : 16.02.2016).

3. Короткий, А. А. Перспективы применения канатного транспорта в урбанизированной среде / А. А. Корот-кий, М. В. Кирсанов, А. В Панфилов. // Градостроительство. - 2013. - № 4 (26). - С. 66-70.

4. Концепция инновационной системы городского транспорта «Канатное метро города Брянска» / А. В. Лагерев [и др.] // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2012. - № 3. - С. 12-15.

5. Месхи, Б. Ч. Концепция развития сети канатного метро в Ростове-на-Дону / Б. Ч. Месхи, А. А. Короткий, В. Б. Маслов //Вестник Дон. гос. техн. ун-та. - 2011. - Т. 11., №8 Вып.2(59). - С. 1348-1355.

6. Короткий, А. А. Канатные дороги нового поколения как элемент пассажирской транспортной инфраструк-туры горного кластера Сочи-2014 / А. А. Короткий, А. В. Панфилов. // Безопасность труда в промышленности. - 2014. - № 6. - С. 38-41.

7. Транспортная система ("канатное метро") : патент 2471662 Рос. Федерация / А. А. Короткий, Л. В. Стоц-кая, Н. А. Рожков, А. В. Курлыков, Г.В. Кустарев, А. А. Тумасов, Д. А. Короткий, В. Б. Маслов, Д. В. Маслов, А. В. Панфилов. - №2011138129/11 ; заявл. 16.09.2011 ;опубл. 10.01.2013, Бюл.№1. - 2 с.

8. Транспортная система ("канатное метро") : патент 120617 Рос. Федерация / А. А. Короткий, А. В. Лагерев, Б. Ч. Месхи, В.М. Приходько, Г.В. Кустарев, В. Б. Маслов, Д. А. Короткий, М. В. Кирсанов, А. В. Панфилов, И. А. Ла-герев. - №2012121284 ; заявл. 23.05.2012 ;опубл. 27.09.2012, Бюл.№27. - 12 с.

9. Работник по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию канатных дорог [электронный ресурс]: профессиональный стандарт / Министерство труда и социального развития Российской Федерации, приказ от 21 декабря 2015 года N 1061н. // Электрон. фонд правовой и норматив.-техн. документации / Консорциум «Кодекс». - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/420328929 (дата обращения : 16.02.2016).

10. Правила по охране труда при работе на высоте [электронный ресурс] / Министерство труда России, приказ № 155н от 28.03.2014 (ред. от 17.06.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 05.09.2014 N 33990) / Элек-трон. фонд правовой и норматив.-техн. документации / Консорциум «Кодекс». - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/499087789 (дата обращения : 16.02.2016).

Войти или Создать
* Забыли пароль?