Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Выделены и охарактеризованы 4 вида критериев: 1) научности знания; 2) истинности знания; 3) культуры научного исследования; 4) самостоятельности науки. Все эти 4 ряда критериев связаны друг с другом и частично пересекаются. Производимое нередко смешение этих критериев затрудняет разработку проблем философии науки. Имеющаяся тенденция отказа от категории истины проявляется в предложениях заменить ее понятиями достоверности, правдоподобия, смысла. Такая позиция создает ситуацию парадоксальной самореференции: если истины нет, то и то, что утверждается постмодернистами и следующими в их фарватере отечественными авторами, тоже не истина. Поэтому последовательное проведение постмодернистских положений приводит к их самоликвидации. Ведущим критерием истины служит эмпирическое подтверждение. Базовый его компонент — статистически достоверное наблюдение. Оно функционирует или в виде чистого наблюдения, или наблюдения в составе практики, в том числе и эксперимента. Производными от эмпирического подтверждения критериями истины служат логическая доказуемость, эвристичность, простота и красота. К критериям научности знания отнесены доказательность (рациональность), непротиворечивость, эмпирическая проверяемость, воспроизводимость эмпирического материала, общезначимость, системность (когерентность), эссенциальность, однозначность терминов, способность к развитию. На основе этих критериев дана обобщенная дефиниция научного знания.

Ключевые слова:
истина, теории истины, критерии истины, парадоксальная самореференция, эмпирическая проверяемость, критерии научности, критерии культуры научного исследования и самостоятельности науки.
Список литературы

1. Губанов Н.И. Нищета философии постмодернизма [Текст] / Н.И. Губанов // Философия и общество. - 2007. - № 1. - С. 54-68.

2. Губанов Н.И. Истина и её критерии [Текст] / Н.И. Губанов, Н.Н. Губанов, А.Э. Волков // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2014. - № 10. - С. 84-92.

3. Губанов Н.Н. Вызов Аполлона как стимул развития образования [Текст] / Н.Н. Губанов // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2014. - № 5. - С. 19-23.

4. Декарт Р. Рассуждение о методе [Текст]. В 2 т. Т. 1 / Р. Декарт. - М.: Мысль, 1989. - 654 с.

5. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы [Текст] / В.В. Ильин. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 168 с.

6. Лебедев С.А. Философия науки: общие проблемы [Текст]: учеб. пособие / С.А. Лебедев. - М.: Изд-во Московского университета, 2012. - 336 с.

7. Павлов А.В. Логика и методология науки [Текст] / А.В. Павлов. - М.: Флинта, Наука, 2010. - 344 с.

8. Панельная дискуссия [Текст] // Эпистемология & Философия науки. - 2009. - Т. 22. - № 4. - С. 48-77.

9. Пивоев В.М. Социальные и гуманитарные науки: специфика и соотношение [Текст] / В.М. Пивоев // Вестник Ишимского госпединститута им. П.П. Ершова. - 2013. - № 3. - С. 91-101.

10. Селиванов Ф.А. Благо, истина, связь [Текст] / Ф.А. Селиванов. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. - 260 с.

11. Философия в вопросах и ответах [Текст] / Ред. А.П. Алексеев, Л.Е. Яковлева. - М.: Проспект, 2011. - 336 с.

12. Царегородцев Г.И. Принципиальные основания существования адекватного и знакового отражения на чувственной ступени познания [Текст] / Г.И. Царегородцев, Н.И. Губанов // Вестник АМН СССР. - 1978. - № 4. - С. 64-70.

13. Царегородцев Г.И. Философия [Текст] / Г.И. Царегородцев, Г.Х. Шингаров, Н.И. Губанов. - М.: Изд-во СГУ, 2012. - 452 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?