сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена исследованию возможностей психологической диагностики личностных особенностей водителей. Основу эмпирического исследования составил феномен надежности управления транспортным средством. Предложена авторская методика – личностный опросник оценки надежности водителя. Результаты исследования могут быть использованы как в деятельности образовательных организаций, реализующих подготовку водителей, так и в целях изучения личности сотрудников (водителей) органов внутренних дел. Предполагается, что психологическая диагностика надежности в сочетании с консультативной помощью водителям позволит снизить число дорожно-транспортных происшествий, а также совершенствовать индивидуальный стиль безопасного управления транспортным средством.
надежность, психологическая диагностика, личностный опросник оценки надежности водителя.
Феномен надежности деятельности специалистов в различных сферах является предметом анализа и исследований в отраслях широкого круга наук, в первую очередь, психологической науки. Особая роль надежности деятельности отводится в психологии труда, инженерной психологии, юридической психологии, акмеологии и др.
Сущность и детерминанты надежности субъекта деятельности варьируются в зависимости от методологической парадигмы, научных подходов конкретного специалиста и области приложения. Например, если объектом внимания являются ошибки человека в процессе работы, их причины и способы преодоления (функциональная детерминация), то различают «профессиональную» и «функциональную» надежности [1], которые находятся в прямой зависимости от качества профессиональной (в том числе психологической) подготовки и индивидуально-психологических особенностей. В этом случае надежность деятельности предстает как свойство человека безошибочно, точно и своевременно выполнять возложенные на него функции в течение требуемого времени и в определенных условиях деятельности [5].
Если внимание акцентировать на морально-нравственных аспектах детерминации надежности, то спектр подходов к данному феномену гораздо шире. Так, Е.Ю. Стрижов рассматривает надежность функционирования человека в правовой сфере как характеристику уровня развития самосознания личности, при котором жизненные цели и способы их достижения осознаны, организованы и упорядочены в соответствии с нормами морали [8]. Е.К. Веселова указывает на моральную надежность профессиональной деятельности как способность человека следовать моральным требованиям профессионального этического кодекса профессии, как умение вести себя нравственно, оставаться совестливым и справедливым при затруднительных ситуациях (обстоятельствах) [2].
Выделяя личностно-интегративные детерминанты, В.М. Крук обращает внимание на механизмы обеспечения надежности специалистов [3].
1. Бодров В.А. Психология и надёжность: человек в системах управления техникой [Текст] / В.А. Бодров, В.Я. Орлов. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 288 с.
2. Веселова Е.К. Психологическая деонтология [Текст]: автореф. дис.... д-ра психол. наук / Е.К. Веселова. - СПб.: СПГУ, 2003. - 402 c.
3. Крук В.М. Психология личностной надёжности персонала [Текст] / В.М. Крук // Европейский журнал социальных наук. - 2011. - № 6. - С. 341-348.
4. Мальцева Т.В. Диагностика внутриличностного конфликта профессионального становления у сотрудников полиции [Текст] / Т.В. Мальцева // Философия социальных коммуникаций. - 2014. - № 1. - С. 76-85.
5. Никифоров Г.С. Надёжность профессиональной деятельности [Текст] / Г.С. Никифоров. - СПб.: Питер, 1996. - С. 8-18.
6. Петров В.Е. Профессионально-психологический опросник: методика и технология диагностики личности: учеб.-метод. пособие [Текст] / В.Е. Петров. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2010. - 41 с.
7. Сепиашвили Е.Н. Психологические проблемы профессионального становления будущих специалистов [Текст] / Е.Н. Сепиашвили // Образование. Наука. Научные кадры. - 2014. - № 1. - С. 228-233.
8. Стрижов Е.Ю. Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надежности личности [Текст] / Е.Ю. Стрижов // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 1. - С. 84-88.