В статье раскрываются профилактические меры профессионального самосохранения педагогов на основе экспериментальной программы для школьных учителей, преподавателей вузов и колледжей «Профилактика профессионального самосохранения педагогов» в системе повышения квалификации. Использование способов саморегуляции является эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания. Предлагается методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения. Долгосрочным результатом и показателем эффективности программы самосохранения являются физическое, а также профессиональное творческое долголетие человека.
профессиональное самосохранение, эмоциональное выгорание, саморегуляция, диагностика.
Профессиональное развитие педагога невозможно без самосохранения целостной личности и нормального функционирования его организма [11]. Людям, которые сумели сохранить свою личность, здоровье при эффективной трудовой деятельности, удается сохранить себя, несмотря на напряженную профессиональную деятельность (а может быть, отчасти благодаря ей) для ее дальнейшего продолжения. Поэтому профессиональное самосохранение — это проблема не отдельно взятого педагога, а всего общества, которое должно быть заинтересовано в сбережении трудового и профессионального потенциала, психического здоровья работников сферы образования [7].
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях реформации сферы образования растут требования, предъявляемые к уровню профессионализма педагогов, их личности, так как профессия преподавателя, учителя обладает огромной социальной важностью. С другой стороны, профессиональная деятельность педагогов предполагает работу в ситуациях интенсивного профессионального общения, и одним из частых негативных проявлений у педагогов является «феномен эмоционального выгорания» или, в другой редакции, «синдром эмоционального выгорания», который является одним из важнейших показателей профессионального самосохранения. Поэтому часто говорят не об эмоциональном, а о профессиональном выгорании.
1. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб: Питер, 2005. - 184 с.
2. Гурман Ю. Профессиональное выгорание сотрудников и организаций [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eduevents.ru/articles/567 (дата обращения: 25.12.2016).
3. Доскин В.А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния [Текст] / В.А. Доскин [и др.] // Вопросы психологии. - 1973. - № 6. - С. 141-145.
4. Збровская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя [Текст] / И.В. Збровская // Прикладная психология. - 2001. - № 6. - С. 55-65.
5. Иванов А.И. Аксиологическая направленность педагогического образования [Текст] / А.И. Иванов, В.А. Кальней, С.А. Куликова / Теоретические и методические проблемы развития современного образования / Сборник материалов международной научно-практической конференции 17-18 февраля 2016 г.; МГУТУ имени К.Г Разумовского (ПКУ). - М., 2016. - С. 9-16.
6. Иванов А.И. Личностное саморазвитие учащихся: теоретические аспекты [Текст] / А.И. Иванов, Ю.Г. Киселева, С.А. Куликова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2014. - № 4. - С. 3-8.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
8. Матвеева Т.М. Учет творческого, эмпатийного и масштабного мышления при построении модели высшего профессионального образования [Текст] / Т.М. Матвеева // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2012. - № 1. - С. 52-55.
9. Миляева М.В. Исследование специфики тревожности и страхов детей с нарушениями в развитии [Текст] / М.В. Миляева, Р.С. Рабаданова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2014. - № 1. - С. 40-46.
10. Орлова И.К. Требования к уровню профессиональной компетентности педагогов-организаторов воспитательной работы в условиях модернизации отечественного образования [Текст] / И.К. Орлова / Развитие региональной системы дополнительного педагогического образования в условиях его модернизации: опыт, проблемы, перспективы; под ред. В.И. Горовой. Вып. 1. - Ставрополь, 2006.
11. Рабаданов З.Р. К проблеме ценности человеческой жизни в постиндустриальной России [Текст] / З.Р. Рабаданов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2012. - № 1. - С. 55-58.
12. Ромашина C.Я. Подготовка педагога к фасилитирующему взаимодействию с обучающимися [Текст] / C.Я. Ромашина // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2014. - № 1. - С. 9-15.