О НОВОМ УЧЕБНОМ ПОСОБИИ ПО ЧЕРЧЕНИЮ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА ФАКУЛЬТЕТЫ АРХИТЕКТУРЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассказывается о выходе нового учебного пособия для поступающих на архитектурные факультеты. Пособие восполняет пробелы в обучении в школе по предмету «Черчение» в пределах, необходимых для поступления на факультеты архитектуры, а также дает сведения о тех знаниях по геометрии, которые могут быть применены в вузе в процессе обучения.

Ключевые слова:
архитектурный факультет, абитуриент, черчение, подготовительные курсы.
Текст

Ни для кого не секрет, что сейчас ни в школах, ни в большинстве институтов не печалятся о чрезвычайно низком уровне знаний по геометрии [1–4; 6; 8]. Более того, уже четверть века прошли с тех пор, когда черчение в школах стало необязательным предметом. 

Не так давно Министерство обороны прислало в Минобрнауку просьбу возобновить в школах уроки черчения, потому что для обучения военных инженеров необходимы знания по построению чертежа и по изображению на чертежах тех или иных поверхностей. Просьба осталась без ответа. Таким образом, вузам самим предлагается решать эту проблему. 

Гражданские технические вузы и подавно не смеют голову приподнять, их вполне могут признать неэффективными, слить с другим вузом или еще что-нибудь придумать.

Тем не менее, чтобы попасть учиться на архитектурный факультет, необходимо сдавать вступительный экзамен по черчению (в новоделе применяется слово «испытание»).

Работа архитектора невозможна без чертежа, поэтому экзамен по черчению является одним из профилирующих для абитуриентов, поступающих по направлению подготовки «Архитектура».

Знания и умения пользоваться чертежными инструментами, а также законами элементарной геометрии жизненно необходимы любому архитектору. Это каждый студент начинает чувствовать уже с первых шагов на первом курсе. Так что необходимость вступительного экзамена по черчению для будущих студентов-архитекторов обоснована самой жизнью. Тем более что и другие предметы, кроме архитектуры, – начертательная геометрия, сопромат, архитектурные конструкции, компьютерная графика и т.д. – используют правила Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС).

Возникает вечный русский вопрос: что делать?

Недавно вышло учебное пособие [7], где поступающим на архитектурные факультеты предлагается восполнить пробел школьного обучения, в основном по черчению, однако есть небольшой объем информации и об элементарной геометрии.

В пособии предлагается именно тот материал по черчению, который, несомненно, пригодится как для вступительного экзамена, так и для продолжения обучения по архитектурному направлению.

Книга состоит из восьми разделов.

Первый раздел включает описания тех инструментов, с которыми придется работать не только на вступительном экзамене по черчению, но и в течение двух-трех лет обучения в институте, пока не созреет необходимость перейти на компьютерные технологии.

Второй раздел посвящен ГОСТам ЕСКД по оформлению чертежа. То есть тем элементам, которые были недополучены в школе. Здесь, надо заметить, хорошо бы спросить у тех чиновников, исключивших черчение из школьного обучения, куда они смотрели: ведь в России подавляющее большинство вузов – технического направления. И даже в медицинских вузах на некоторых специальностях изучают инженерную графику. Предлагается выполнить первые задания по архитектурному шрифту, так как все архитектурные чертежи будут снабжаться только им.

Третий раздел, названный «Геометрическое черчение», дает знания о геометрических построениях, о различного рода сопряжениях первого порядка гладкости. Предлагается выполнить еще несколько заданий, связанных с усвоением изложенного материала.

В четвертом и пятом разделах даются задания на вычерчивание контуров различных изделий и ваз для более тщательной подготовки к вступительному экзамену.

Шестой раздел посвящен проекционному черчению. Здесь даются понятия о простейших плоских и пространственных геометрических фигурах, а также об ортогональном проецировании их на одну, две и три плоскости проекций. Решаются простейшие позиционные задачи на принадлежность точки другой геометрической фигуре (основная позиционная задача) и на сечение трехмерной геометрической фигуры плоскостью (вторая главная позиционная задача) [5].

В седьмом разделе предлагается выполнить несколько заданий по проекционному черчению.

Восьмой раздел содержит краткое изложение элементарных знаний по геометрии, которые будут необходимы при обучении в вузе.

В учебном пособии рассмотрены все вопросы, касающиеся экзамена по черчению на факультете «Архитектура» для абитуриентов любого уровня подготовки.

Однако необходимо учесть, что невыполнение требований преподавателя или отсутствие прилежания при выполнении предлагаемых заданий не гарантирует положительного результата на экзамене.

Данное учебное пособие выполнено на основе многолетнего опыта проведения занятий на подготовительных курсах. 

Изучение черчения на подготовительных курсах способствует развитию способности к восприятию информации, обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения, овладению культурой мышления; умению логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

Пособие подготовлено для абитуриентов Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, однако может быть использовано и при подготовке абитуриентов других архитектурных и дизайнерских факультетов.

Список литературы

1. Вольхин К.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета [Текст] / К.А. Вольхин, Т.А. Астахова // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 3. - С. 24-28. - DOI:https://doi.org/10.12737/6522.

2. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 2. - С. 8-9. - DOI:https://doi.org/10.12737/777.

3. Пьянкова Ж.А. Формирование готовности студентов оперировать пространственными объектами в процессе изучения геометро-графических дисциплин [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук / Ж.А. Пьянкова. - Екатеринбург, 2015. - 31 с.

4. Сальков Н.А. Американизация геометрического образования в России и начертательная геометрия [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 3. - С. 38-46. - DOI:https://doi.org/10.12737/14418.

5. Сальков Н.А. Начертательная геометрия: базовый курс [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Сальков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 184 с.

6. Сальков Н.А. Об американизации российского образования [Текст] / Н.А. Сальков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. Материалы V Международной интернет-конференции КГП-2014. - Пермь, 2014.

7. Сальков Н.А. Черчение для слушателей подготовительных курсов [Текст] / Н.А. Сальков. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 128 с.

8. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических вузах [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 46-52. - DOI:https://doi.org/10.12737/3848.

Войти или Создать
* Забыли пароль?