ON THE NEW TUTORIAL ON DRAWING FOR ENTRANTS TO FACULTIES OF ARCHITECTURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the release of a new training manual for incoming architectural faculties. The allowance compensates for the gaps in teaching at school for the subject "Drawing" to the extent necessary for admission to the faculties of architecture, and also gives information about the geometry knowledge that can be applied in higher education in the learning process.

Keywords:
faculty of architecture, the applicant, sketching, training.
Text

Ни для кого не секрет, что сейчас ни в школах, ни в большинстве институтов не печалятся о чрезвычайно низком уровне знаний по геометрии [1–4; 6; 8]. Более того, уже четверть века прошли с тех пор, когда черчение в школах стало необязательным предметом. 

Не так давно Министерство обороны прислало в Минобрнауку просьбу возобновить в школах уроки черчения, потому что для обучения военных инженеров необходимы знания по построению чертежа и по изображению на чертежах тех или иных поверхностей. Просьба осталась без ответа. Таким образом, вузам самим предлагается решать эту проблему. 

Гражданские технические вузы и подавно не смеют голову приподнять, их вполне могут признать неэффективными, слить с другим вузом или еще что-нибудь придумать.

Тем не менее, чтобы попасть учиться на архитектурный факультет, необходимо сдавать вступительный экзамен по черчению (в новоделе применяется слово «испытание»).

Работа архитектора невозможна без чертежа, поэтому экзамен по черчению является одним из профилирующих для абитуриентов, поступающих по направлению подготовки «Архитектура».

Знания и умения пользоваться чертежными инструментами, а также законами элементарной геометрии жизненно необходимы любому архитектору. Это каждый студент начинает чувствовать уже с первых шагов на первом курсе. Так что необходимость вступительного экзамена по черчению для будущих студентов-архитекторов обоснована самой жизнью. Тем более что и другие предметы, кроме архитектуры, – начертательная геометрия, сопромат, архитектурные конструкции, компьютерная графика и т.д. – используют правила Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС).

Возникает вечный русский вопрос: что делать?

Недавно вышло учебное пособие [7], где поступающим на архитектурные факультеты предлагается восполнить пробел школьного обучения, в основном по черчению, однако есть небольшой объем информации и об элементарной геометрии.

В пособии предлагается именно тот материал по черчению, который, несомненно, пригодится как для вступительного экзамена, так и для продолжения обучения по архитектурному направлению.

Книга состоит из восьми разделов.

Первый раздел включает описания тех инструментов, с которыми придется работать не только на вступительном экзамене по черчению, но и в течение двух-трех лет обучения в институте, пока не созреет необходимость перейти на компьютерные технологии.

Второй раздел посвящен ГОСТам ЕСКД по оформлению чертежа. То есть тем элементам, которые были недополучены в школе. Здесь, надо заметить, хорошо бы спросить у тех чиновников, исключивших черчение из школьного обучения, куда они смотрели: ведь в России подавляющее большинство вузов – технического направления. И даже в медицинских вузах на некоторых специальностях изучают инженерную графику. Предлагается выполнить первые задания по архитектурному шрифту, так как все архитектурные чертежи будут снабжаться только им.

Третий раздел, названный «Геометрическое черчение», дает знания о геометрических построениях, о различного рода сопряжениях первого порядка гладкости. Предлагается выполнить еще несколько заданий, связанных с усвоением изложенного материала.

В четвертом и пятом разделах даются задания на вычерчивание контуров различных изделий и ваз для более тщательной подготовки к вступительному экзамену.

Шестой раздел посвящен проекционному черчению. Здесь даются понятия о простейших плоских и пространственных геометрических фигурах, а также об ортогональном проецировании их на одну, две и три плоскости проекций. Решаются простейшие позиционные задачи на принадлежность точки другой геометрической фигуре (основная позиционная задача) и на сечение трехмерной геометрической фигуры плоскостью (вторая главная позиционная задача) [5].

В седьмом разделе предлагается выполнить несколько заданий по проекционному черчению.

Восьмой раздел содержит краткое изложение элементарных знаний по геометрии, которые будут необходимы при обучении в вузе.

В учебном пособии рассмотрены все вопросы, касающиеся экзамена по черчению на факультете «Архитектура» для абитуриентов любого уровня подготовки.

Однако необходимо учесть, что невыполнение требований преподавателя или отсутствие прилежания при выполнении предлагаемых заданий не гарантирует положительного результата на экзамене.

Данное учебное пособие выполнено на основе многолетнего опыта проведения занятий на подготовительных курсах. 

Изучение черчения на подготовительных курсах способствует развитию способности к восприятию информации, обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения, овладению культурой мышления; умению логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

Пособие подготовлено для абитуриентов Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, однако может быть использовано и при подготовке абитуриентов других архитектурных и дизайнерских факультетов.

References

1. Vol´hin, K.A. Problemy graficheskoj podgotovki studentov tehnicheskogo universiteta [Problems graphic training of students of technical University] [Text] / K.A. Vol´hin, T.A. Astahova // Geometrija i grafika [Geometry and graphics]. - 2014. - V. 2. - I. 3. - Рp. 24-28. DOI:https://doi.org/10.12737/6522. (in Russian)

2. Vyishnepolskiy, V.I. Tseli i metodyi obucheniya graficheskim distsiplinam [Text] / V.I. Vyishnepolskiy, N.A. Salkov [Objectives and methods of training to graphic disciplines]. Geometriya i grafika [Geometry and Graphics]. - 2013. - V. 1, I. 2. - Рp. 8-9. DOI:https://doi.org/10.12737/777.

3. P´jankova, Zh.A. Formirovanie gotovnosti studentov operirovat´ prostranstvennymi ob´ektami v processe izuchenija geometro-graficheskih discipline. Kand. Diss. [Formation of readiness of students to operate features in the process of studying geometric-graphic disciplines. Cand. Diss.] [Text] / Zh.A. P´jankova. - Ekaterinburg, 2015. - 31 p.

4. Salkov, N.A. Amerikanizacija geometricheskogo obrazovanija v Rossii i nachertatel´naja geometrija [Americanization geometric education in Russia and descriptive geometry] [Text] / N.A. Salkov // Geometriya i grafika [Geometry and Graphics]. - 2015. - V. 3. - I. 3. - Рp. 38-46. DOI:https://doi.org/10.12737/14418.

5. Salkov, N.A. Nachertatel´naja geometrija. Bazovyj kurs [Descriptive geometry. Basic course] [Text] / N.A. Salkov. - M.: INFRA-M, 2013, 184 р.

6. Salkov, N.A. Ob amerikanizacii rossijskogo obrazovanija [About the Americanization of Russian education] [Text] / N.A. Salkov // Problemy kachestva graficheskoj podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. Materialy V Mezhdunarodnoj internet-konferencii KGP-2014 [Problems of quality graphic training of students in technical education: traditions and innovations. Proceedings of the V International Internet conference PSGE-2014]. - Perm´, 2014. (in Russian)

7. Salkov, N.A. Cherchenie dlja slushatelej podgotovitel´nyh kursov [The drawing for the listeners of preparatory courses] [Text] / N.A. Salkov. - M.: INFRA-M, 2016. - 128 р.

8. Tihonov-Bugrov, D.E. O nekotoryh problemah graficheskoj podgotovki v tehnicheskih vuzah [About some problems of graphic training in technical universities] [Text] / D.E. Tihonov-Bugrov // Geometrija i grafika [Geometry and graphics]. - 2014. - V. 2, I. 1. - Рp. 46-52. DOI:https://doi.org/10.12737/3848. (in Russian)

Login or Create
* Forgot password?