СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ АГИТАЦИИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПЕРИОД 2012-2016)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье проведен анализ агитационного процесса электорального периода 2012-2016 года на примере Саратовской области. Выявить закономерности лозунгов и проводимых мероприятий. Весь анализ проводился на парламентский партиях Российской Федерации, которые на мой взгляд и составляют неотъемлемую часть политики.

Ключевые слова:
предвыборная агитация; средства проведения агитации; политическая реклама; политические партии; политическая коммуникация; Саратовские выборы 2016 года; гонка избирателей.
Текст

Первая агитация, а точнее, как называли ранее, борьба мнений, произошла в Афинах в Vв. до нашей эры. Сначала там выслушивали мнения кандидатов и после голосовали – это первые шаги к демократии.

В Древнем Риме начала появляться систематизированная избирательная агитация. Обычно она заключалась в том, что кандидат ходил по домам и раздавал подарки. Продолжалось это недолгое время. Уже в Римской республике начали ограничивать на агитационную деятельность. В наше время агитация переросла в сложный объект изучения. Методы агитации стали более узаконенными российским законодательством и систематизированы в нормативно правовых актах.

Тема предвыборной агитации актуальна во все времена. Особенную значимость она проявляет перед выборами на должность Президента РФ или в Государственную Думу. С каждым годом многое меняется и условия и методы всегда различные.

Данная тема выбрана неслучайно. В 2016 г. гонка за власть набирает все большие обороты. 18 сентября 2016 г. состоялись выборы в Государственную Думу Российской Федерации. Заранее кандидаты в избранники народа начали подготовительные этапы к старту предвыборной кампании. Выборы в Саратовскую городскую думу прошли также 18 сентября.

Цель работы проанализировать на основе имеющихся нормативных правовых и теоретических источников процесс становления демократического регулирования предвыборной агитации и ее обеспечения, выявить основные течения его модернизированного развития, охарактеризовать системное представление о предвыборной агитации, раскрыть проблемы практического применения законодательного регулирования предвыборной агитации.

Новизна заключается в том, что все изложенное пропущено через призму моего восприятия, коренной жительницы Саратова. Хотелось изучить тему на практическом уровне и постараться описать наиболее интересные методы агитации.

Что же такое предвыборная агитация? Окунемся в историю конца ХVI – начала ХVII в., когда соборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались агитацией, которая нарушала порядок и правила. Наиболее активно избирательное право в России развивалось во второй половине XIX – начале XX в. В это время в обществоведении впервые даются понятия «агитация», «предвыборная агитация». Если заглянуть в энциклопедический словарь 1890 г., то можно увидеть следующее определение: «Агитатор (лат.). В политической жизни называется лицо, подготовляющее общественное мнение для известных целей. Агитация может быть направляема и к совершенно законным, великим целям, а может быть и весьма опасна для государства, если направлена к нарушению законов и права»[5].

Сегодня предвыборная агитация в Российской Федерации – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить избирателей к голосованию за кандидата или против него [11].

Граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата.

Государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию [12].

Предвыборная агитация – это, во-первых, один из наиболее важных и интересных процессов избирательной кампании, а значит, он имеет свои стадии. Их всего две, и каждая несет огромную смысловую нагрузку. Первая стадия – начало агитации, открывается сразу же после выдвижения кандидатов. На этом этапе происходят мероприятия, которые оповещаются в СМИ и Интернет-ресурсах. Вторая стадия – это завершение агитации, происходит за день до проведения выборов, в СМИ за 28 дней оповещают об этом «дне молчание». В эти сутки прекращены любые мероприятия и информирование.

Процесс этот интересен тем, что в нем участвует все население, не подозревая этого.

Ниже приведен перечень наиболее популярных, на наш взгляд, в ХХIв., в частности в 2016 г., мероприятий:

·                    средства массовой информации;

·                    собрания и встречи с избирателями;

·                    публичные предвыборные дебаты и дискуссии;

·                    митинги;

·                    демонстрации;

·                    шествия;

·                    выпуск и распространение агитационных печатных материалов;

·                    интернет ресурсы.

Какой же выбор без пиара? [7]. Действительно, предвыборная агитация – это пиар. Ведь кандидат рекламирует себя с лучшей стороны, часто «кричит» громки лозунги, обещает прекрасное будущее, и это, с одной стороны, правильно – у нас демократия, свобода слова и голоса; с другой стороны, иногда это всего лишь «пыль в глаза» простым людям, которые хотят, чтобы их жизнь была стабильной и на высшем уровне. Если проанализировать лозунги парламентских партий «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, у всех будет единый смысл: «мы за лучшее будущее страны». Почему же эта политическая борьба с каждым годов становится все жестче? Ведь цель одна. Почему нельзя соединить свои силы и построить, наконец, гражданское общество в правовом государстве? На эти вопросы однозначного ответа мы не получим. Все опять же упирается в демократию, по сути, власть всех в целом и никого в отдельности. Если создать единую партию – это первый шаг к тоталитаризму. Только конкуренция порождает истину: «здоровая конкуренция – важнейший фактор развития России» [4].

Суть предвыборной агитации заключается в словах «Если тебя никто не догоняет, значит, ты отстал» [6]. Как бы это ни печально звучало, но это эффективное развитие нашей страны. Как же используют кандидаты свое законное право, а может, даже и обязанность проводить «рекламу»-агитацию?

В век компьютеризации первый источник информации – это всемирная паутина интернет. Сейчас на просторах интернета можно найти все, и это в разы улучшает способ повествования о своей деятельности кандидата. Для начала это, конечно, официальная страница партии либо выборного лица в отдельности, в которой все начинается с истории и биографии кандидата. Затем плавно переходит к политическим взглядам и лозунгам.

Например, приведем выдержку с сайта партии «Единая Россия»: «Единая Россия» – пропрезидентская партия. Наш список на выборах традиционно возглавляет Президент страны. Мы обращаемся к гражданам страны с просьбой поддержать на выборах в Государственную Думу «Единую Россию», проголосовать за ее кандидатов во главе с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. У нас общие представления о будущем нашей страны, общие планы, общие ответы на наиболее существенные вызовы, которые стоят перед нашим государством. Цели, которые мы ставим перед собой, – это цели, которые разделяет абсолютное большинство наших людей. Мы едины в самом главном: мы хотим счастья нашей стране и мы ее любим. Мы не отдадим нашу Россию. Не отдадим тем, кто хочет разрушить ее, не отдадим тем, кто обманывает людей, раздавая пустые и невыполнимые обещания. Россия должна принадлежать свободным, порядочным и ответственным людям. Уверены, так и будет. Будущее за нами! Вместе победим!» [1].

Представители ЛДПР выдвинули следующий противоборствующий лозунг: «ЛДПР – это партия демократов-патриотов. Мы за свободу, но свобода не должна превращаться в анархию. Брать оружие в руки и стрелять некоторые считают свободой, но такая освобожденность заканчивается большими жертвами. Присмотрись к нам. Нас уже более 245 000. МЫ команда. За НАМИ – будущее России. Делай правильный выбор! Выбирай!» [3].

Лозунги двух разные партии, но какие предсказуемые слова: «МЫ команда»; «За Нами будущее», так что мы опять убеждаемся, что цель одна.

Живое общение всегда вызывает доверие у населения, поэтому кандидаты устраивают открытые встречи, где рассказывают о себе, своих планах, интересуются идеями граждан.

Например, депутаты саратовской областной Думы встретились в ноябре 2015 г. со школьниками из Саратовской области. Встреча проходила в Саратовской областной Думе. На ней обсуждалось участие молодежи в партийном проекте «Единой России» «Комфортная правовая среда».

В марте 2016 г. произошла встреча Антона Ищенко – представителя партии ЛДПР с молодыми людьми в рамках конкурса «Голос молодежи», целью этой встречи было выявить подкованность молодежи в политических делах и узнать их идеи по улучшению родного города.

Хотя всемирная паутина опутала своей сетью все население планеты, газеты у нас продолжают выпускать как на бумажном, так и на электронном носителях. Каждая партия имеет своих корреспондентов, журналистов, видеооператоров и других работником СМИ, которые доносят до населения важную информацию, яркие моменты деятельности партии.

Допустим, партийной печатью партии КПРФ является газета «Правда». На официальном сайте привлекают народ подписаться на газету: «У вас есть возможность регулярно узнавать ПРАВДУ о том, что будет происходить в жизни трудового народа во всех уголках России и за ее пределами. В отличие от буржуазной прессы, пишущей о богатых и для богатых, о частной жизни нуворишей, только на страницах нашей газеты вы узнаете, как живется большинству граждан России. Только у нас вы сможете прочитать статьи и репортажи о новых антинародных действиях российских властей, узнать о том, что предпринимают люди труда в борьбе за свои права» [2]. На первой странице размещено «кричащее» заявление о достижениях партии, лозунг «КПРФ – за справедливость и достаток!».

На мой взгляд, это наиболее яркие примеры проявления предвыборной агитации в Российской Федерации и в Саратовской области в частности.

Важным моментом является и то, что при проведении агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей в любых формах. Допускается только добровольное бесплатное выполнение гражданином работ, оказание услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.

В арсенале предвыборного воздействия на граждан запрещены обещания передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставление услуг на условиях, не предусмотренных законом. Кандидаты, их доверенные лица с момента их регистрации и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

За несоблюдение порядка и правил проведения информационного обеспечения предвыборной агитации может наступать разного вида ответственность участников избирательного процесса. Так, можно выделить уголовную (ст. 141 УК РФ), административную (ст. 5.5, 5.8–5.16, 5.48–5.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), гражданско-правовую (ГК РФ), дисциплинарную (предусмотрена для нарушителей из числа военнослужащих, сотрудников ОВД, прокуратуры, таможенных органов, а также работников других ведомств), конституционную (ст. 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации») ответственность.

 

Сегодня агитационные кампании только начинают свою деятельность по разработке различных акций и мероприятий. Пока это немногочисленные встречи и рекламные баннеры на улицах города. На мой взгляд, в скором времени начнутся громкие мероприятия, приуроченные к празднованию Дня Космонавтики, 1 Мая, Дня Победы и другим знаменитым датам. Здоровая конкуренция партий дает результаты: социальные проекты, воплощенные в жизнь, благополучно развиваются и улучшают жизнь граждан. Например, в стенах СГЮА построен современный физкультурно-оздоровительный комплекс от партии «Единая Россия»; проект «Голос молодежи» дает шанс молодым людям воплотить свои идеи в жизнь от партии ЛДПР; проект «Кандидат КПРФ» от партии КПРФ и многое другое. Чтобы агитация протекала успешно, руководителям партии нужно уметь отвечать за свои слова, в первую очередь думать не о победе, а о гражданах, которые им доверяют.

Список литературы

1. Официальный сайт партии «Единая Россия» er.ru/ (дата обращения: 01.04.2016).

2. Официальный сайт партии КПРФ kprf.ru/pravda (дата обращения: 01.04.2016).

3. Официальный сайт партии ЛДПР ldpr.ru (дата обращения: 01.04.2016).

4. Президент РФ В.В. Путин izvestia.ru/news (дата обращения: 03.04.2016).

5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1890-1907 (дата обращения: 01.04.2016).

6. Стас Янковский aphorism.person/stas-jankovskijj/ (дата обращения: 01.04.2016).

7. Ефимов A. bd.fom.ru/ (дата обращения: 09.03.2016).

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. - 01.02.2016. - № 5. - Ст. 559 (дата обращения: 01.04.2016).

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; Собрание законодательства РФ. - 14.03.2016. - № 11. - Ст. 1491 (дата обращения: 01.04.2016).

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954; Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. - № 1 (часть I). - Ст. 61 (дата обращения: 01.04.2016).

11. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.2002. - № 24. - Ст. 2253; Собрание законодательства РФ. - 14.03.2016. - № 11. - Ст. 1492 (дата обращения: 14.04.2016).

12. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. - 02.12.1996. - № 49. - Ст. 5497; Российская газета. - № 232. - 04.12.1996; Российская газета. - № 127. - 06.06.2014; Собрание законодательства РФ. - 09.06.2014. - № 23. - Ст. 2931 (дата обращения: 14.04.2016).

13. Федеральный закон от 13.01.1995 № 6-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"» // Собрание законодательства РФ. - 16.01.1995. - № 3. - Ст. 169; Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. - № 1 (часть I). - Ст. 84 (дата обращения: 14.04.2016).

Войти или Создать
* Забыли пароль?