АНАЛИЗ ЕМКОСТИ РЫНКА ЗЕРНА И ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ СЕГМЕНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проводится анализ емкости рынка зерна и его отдельных сегментов Республики Татарстан на основе применения различных подходов к методам ее определения. Определение емкостей рынка сельскохозяйственной продукции рассматривается и обосновывается как первый шаг оценки привлекательности и выбора стратегических зон хозяйствования аграрных формирований

Ключевые слова:
емкость рынка, потенциальная емкость рынка, реальная емкость рынка, прогнозируемая емкость рынка, рынок зерна Республики Татарстан, сегменты рынка зерна.
Текст

В настоящее время необходимым условием обеспечения устойчивого роста и развития сельскохозяйственных организаций является совершенствование системы управления сельскохозяйственных организаций на базе внедрения методик и инструментария стратегического управления, позволяющих учитывать в деятельности организации влияние факторов внешнего окружения и приспосабливаться к условиям рынка. На наш взгляд, в условиях растущей конкуренции и экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов исследование и прогнозирование рыночных условий, конкурентоспособности организации и выбор на их основе стратегических зон хозяйствования является одним из ключевых факторов успешного функционирования и развития сельскохозяйственных организаций [6].Для оценки привлекательности стратегических зон хозяйствования аграрных формирований необходимо глубоко исследовать конъюнктуру, тенденции, динамику показателей развития рынков сельскохозяйственной продукции. Важнейшим показателем привлекательности рынка и его сегментов является их емкость.Анализ и обсуждение результатов исследования. Емкость рынка – это общая потребность рынка или выбранного сегмента в данных товарах.Можно выделить следующие виды емкости рынкареальная емкость рынка — это фактический объем спроса на данном рынке за определенный период времени;потенциальная емкость рынка — это максимально возможный объем спроса  на данном рынке за определенный период времени.При определении перспектив роста на отечественном рынке сельскохозяйственной продукции нами рекомендуется также использовать такую категорию, как прогнозируемая емкость рынка, которая устанавливается на краткосрочный период,  исходя из результатов анализа фактического состояния рынка зерна, и на долгосрочный период, в соответствии с целевыми показателями "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы".В настоящее время существует множество методик определения емкости рынка [1,3,4,5]. В проведенном нами исследовании они были применены и апробированы  на рынке зерна и его отдельных сегментов Республики Татарстан. Для этого, в первую очередь,  проводилась сегментация рынка зерна.Для сегментирования рынков сельскохозяйственной  продукции, на наш взгляд,  можно применить 4 основных параметра:направление использования продукции по  сферам применения,характер использования продукции по типам потребителей,технология производства и виды  продукции, их потребительские свойства,географический район реализации.С помощью конкретизированных нами параметров выделения стратегических зон хозяйствования для аграрных формирований была проведена сегментация рынка зерна Республики Татарстан. Результаты сегментации приведены в таблице 1.Итак, рассмотрим реальную емкость рынка зерна и его отдельных сегментов в Республике Татарстан. Потребность фуражного зерна многие ученые рассчитывают по следующей формуле:                          П  = ∑Рнпi·Ч· Рзi,где: Р нпi  -  рациональная норма потребления на душу населения i-того вида продукции, Ч – численность населения, Рзi, -  расход зерна на производства i-того вида  – продукции.Необходимо отметить, что данная методика имеет определенные недостатки. Так, максимальная потребность в фуражном зерне рассчитывается исходя из потребностей населения республики в отдельных продуктах питания. Однако, производители продукции животноводства могут производить продукцию больше потребностей рынков Татарстана и реализовать ее за пределами республики, на других географических рынках.

Список литературы

1. Краснов, А. В. Сельскохозяйственные рынки / А. В. Краснов. - Казань: Изд-во "Фэн" , 2010. -332с.

2. Республика Татарстан. Статистический сборник, 2013г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru.

3. Сельскохозяйственные рынки / В. В. Шайкин, Р. Г. Ахметов, Н. Я. Коваленко [и др.]. - М.: Колос, 2010. - 264с.

4. Сидоренко О. В. Зернофуражное производство как фактор развития животноводческой отрасли / О.В. Сидоренко // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - 2012. - №4. - С.92-98.

5. Шарипов С. Повышать эффективность использования зерна / С. Шарипов, Н. Якушкин // АПК: экономика, управление. - 2011. -№12. - С60-65.

6. Хаммадеева Л.К. Выбор конкурентных позиций аграрными формированиями на рынках сельскохозяйственной продукции / Л. К. Хаммадеева // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - №2(52). - С. 55-57.

7. Valeeva G. Selection of strategic zones of management by agrarian organization in the conditions of innovative development of the Russian agricultural complex / Gulnara Valeeva, Leisan Khammadeeva // Innovation management and corporate sustainability 2015/Proceedings of the 3rd International Conference, University of Economics, Prague Faculty of Business Administration, Department of Management. - 2015. - P.316-325.

Войти или Создать
* Забыли пароль?