ANALYSIS OF GRAIN MARKET CAPACITY AND ITS SEGMENTS IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides an analysis of grain market capacity and its segments of the Republic of Tatarstan on the basis of different approaches to the methods of its determination. The determination of agricultural production market capacity is considered and justified as a first step in evaluating the attractiveness and selecting strategic areas of agrarian formations management.

Keywords:
market capacity, potential market capacity, real market capacity, target market capacity, grain market of the Republic of Tatarstan, the segments of grain market.
Text

В настоящее время необходимым условием обеспечения устойчивого роста и развития сельскохозяйственных организаций является совершенствование системы управления сельскохозяйственных организаций на базе внедрения методик и инструментария стратегического управления, позволяющих учитывать в деятельности организации влияние факторов внешнего окружения и приспосабливаться к условиям рынка. На наш взгляд, в условиях растущей конкуренции и экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов исследование и прогнозирование рыночных условий, конкурентоспособности организации и выбор на их основе стратегических зон хозяйствования является одним из ключевых факторов успешного функционирования и развития сельскохозяйственных организаций [6].Для оценки привлекательности стратегических зон хозяйствования аграрных формирований необходимо глубоко исследовать конъюнктуру, тенденции, динамику показателей развития рынков сельскохозяйственной продукции. Важнейшим показателем привлекательности рынка и его сегментов является их емкость.Анализ и обсуждение результатов исследования. Емкость рынка – это общая потребность рынка или выбранного сегмента в данных товарах.Можно выделить следующие виды емкости рынкареальная емкость рынка — это фактический объем спроса на данном рынке за определенный период времени;потенциальная емкость рынка — это максимально возможный объем спроса  на данном рынке за определенный период времени.При определении перспектив роста на отечественном рынке сельскохозяйственной продукции нами рекомендуется также использовать такую категорию, как прогнозируемая емкость рынка, которая устанавливается на краткосрочный период,  исходя из результатов анализа фактического состояния рынка зерна, и на долгосрочный период, в соответствии с целевыми показателями "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы".В настоящее время существует множество методик определения емкости рынка [1,3,4,5]. В проведенном нами исследовании они были применены и апробированы  на рынке зерна и его отдельных сегментов Республики Татарстан. Для этого, в первую очередь,  проводилась сегментация рынка зерна.Для сегментирования рынков сельскохозяйственной  продукции, на наш взгляд,  можно применить 4 основных параметра:направление использования продукции по  сферам применения,характер использования продукции по типам потребителей,технология производства и виды  продукции, их потребительские свойства,географический район реализации.С помощью конкретизированных нами параметров выделения стратегических зон хозяйствования для аграрных формирований была проведена сегментация рынка зерна Республики Татарстан. Результаты сегментации приведены в таблице 1.Итак, рассмотрим реальную емкость рынка зерна и его отдельных сегментов в Республике Татарстан. Потребность фуражного зерна многие ученые рассчитывают по следующей формуле:                          П  = ∑Рнпi·Ч· Рзi,где: Р нпi  -  рациональная норма потребления на душу населения i-того вида продукции, Ч – численность населения, Рзi, -  расход зерна на производства i-того вида  – продукции.Необходимо отметить, что данная методика имеет определенные недостатки. Так, максимальная потребность в фуражном зерне рассчитывается исходя из потребностей населения республики в отдельных продуктах питания. Однако, производители продукции животноводства могут производить продукцию больше потребностей рынков Татарстана и реализовать ее за пределами республики, на других географических рынках.

References

1. Krasnov, A. V. Sel´skokhozyaystvennye rynki / A. V. Krasnov. - Kazan´: Izd-vo "Fen" , 2010. -332s.

2. Respublika Tatarstan. Statisticheskiy sbornik, 2013g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru.

3. Sel´skokhozyaystvennye rynki / V. V. Shaykin, R. G. Akhmetov, N. Ya. Kovalenko [i dr.]. - M.: Kolos, 2010. - 264s.

4. Sidorenko O. V. Zernofurazhnoe proizvodstvo kak faktor razvitiya zhivotnovodcheskoy otrasli / O.V. Sidorenko. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2012. - №4. - S.92-98.

5. Sharipov S. Povyshat´ effektivnost´ ispol´zovaniya zerna / S. Sharipov, N. Yakushkin. APK: ekonomika, upravlenie. - 2011. -№12. - S60-65.

6. Khammadeeva L.K. Vybor konkurentnykh pozitsiy agrarnymi formirovaniyami na rynkakh sel´skokhozyaystvennoy produktsii / L. K. Khammadeeva. Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2015. - №2(52). - S. 55-57.

7. Valeeva G. Selection of strategic zones of management by agrarian organization in the conditions of innovative development of the Russian agricultural complex / Gulnara Valeeva, Leisan Khammadeeva. Innovation management and corporate sustainability 2015/Proceedings of the 3rd International Conference, University of Economics, Prague Faculty of Business Administration, Department of Management. - 2015. - P.316-325.

Login or Create
* Forgot password?