ПОДХОДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПОНЯТИЮ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ», ПРИНЯТЫЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современном динамически развивающемся обществе значительно расширилось содержание понятия «грамотность». Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В статье рассмотрены подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся с учетом многообразия вызовов информационного общества. Отмечено, что состояние информационной среды современного общества в значительной мере обусловлено бурным развитием средств массовой коммуникации и доминированием феномена визуального в целом. Речь идет о способности любого образованного человека выстроить целостный ряд коммуникации любого масштаба (вплоть до глобальной) по принципу семиотического разнообразия, свободы знакового выражения информации. Взрывное развитие технических средств передачи информации, объемов генерируемых данных и новое коммуникативное состояние жизнедеятельности человека, имеющие планетарный масштаб, не сопровождаются качественными сдвигами в развитии у обучающихся функциональных навыков в системе личностных, интерперсональных и общественных отношений.

Ключевые слова:
функциональная грамотность, универсальные учебные действия, коммуникация, информация.
Текст

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-06-10526.

Резкий рост информационных потоков, обрушивающихся на современного человека, делает неактуальным прежнее отождествление индивидуума знающего с индивидуумом, владеющим информацией. Всю необходимую по тому или иному вопросу информацию человеку уже невозможно усвоить. Кроме того, в сетевом обществе, каким является общество знания, при решении глобальных проблем знание становится более социально, этически и политически ориентированным. Надежды на радикальное улучшение в будущем умственных, физических и социальных возможностей человека сегодня связывают с развитием конвергирующих технологий.

Речь идет, прежде всего, о феномене НБИК, т.е. о конвергенции нано-, био-, инфо- и когнитивных наук и технологий, открывающей поистине фантастические возможности управления биологическими процессами на молекулярном уровне, атомно-молекулярного конструирования материалов и устройств с заранее заданными свойствами, воспроизведения систем живой природы, раскрытия тайн работы мозга, создания искусственного интеллекта.

Список литературы

1. Бернетт Н. Образование для всех. Грамотность: жизненная необходимость [Текст] / Н. Бернетт, С. Паркер, Н. Белла // Всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2006. - Париж: ООН, 2005. - 505 с. - С. 177.

2. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности [Текст] / Р.Н. Бунеев // Образовательная программа «Школа-2100», Педагогика здравого смысла; под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2003. - С. 35.

3. Buckingham, D. Towards new literacies, information technology, English and media education [Теxt] / D. Buckingham // The English and Media Magazine, 1993. - Summer. - Pр. 20-25.

4. Buckingham, D. Children Talking Television: The Making of Television Literacy [Теxt] / D. Buckingham // London: Taylor and Francis, 1993.

5. Buckingham, D. Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture [Теxt] / D. Buckingham // Cambridge, UK: Polity Press, 2003.

6. Вархотов Т.А. Статус и функции массмедиа в обществах современного типа [Текст] / Т.А. Вархотов // Сб. материалов XVI конференции «Наука. Философия. Религия»; Человек перед вызовом новейших информационных и коммуникационных технологий (г. Дубна, 21-22 октября 2013 г.). - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2014. - 504 с. - С. 148-175.

7. Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте [Текст] / В.А. Ермоленко, Р.Л. Перченок, С.Ю. Черноглазкин. - М.: ИТОП РАО, 2002. - С. 27-284.

8. Ермоленко В.А. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях [Текст]: пособие для работников системы образования / В.А. Ермоленко / Рос. акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики. - М., 1999. - С. 85, 86.

9. Ковалева Г.С. Первые результаты международной программы PISA-2009 [Текст] / Г.С. Ковалева / Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009, 7 декабря 2010 года. - Российская академия образования, Институт содержания и методов обучения, отдел оценки качества общего образования // Сайт отдела оценки качества общего образования ИСМО РАО [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centeroko.ru/

10. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее [Текст] / М.В. Ковальчук // Российские нанотехнологии. - 2011. - № 1-2.

11. Колесникова И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия [Текст] / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. - Вып. 2.

12. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 1-3.

13. Линней К. Философия ботаники [Текст] / К. Линней. - М., 1989. - С. 231.

14. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла [Текст]; под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2003. - С. 35.

15. Рудик Г.А. Функциональная грамотность - императив времени [Текст] / Г.А. Рудик // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы Международной научно-практической конференции (Челябинск, 24 февраля 2014). - Челябинск: Сити-Принт, 2014. - C. 94-107.

16. Управление качеством образования [Текст]: сб. метод. Материалов; сост. О.Е. Лебедев. - М.: РОССПЭН, 2002. - 128 с. - С. 36.

17. Черникова Д.В. Расширение человеческих возможностей: когнитивные технологии и их риски [Текст] / Д.В. Черникова, И.В. Черникова // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - Т. 321. - № 6.4.

18. Шенк Р. Что когнитивная наука говорит нам о том, чему именно мы должны учиться? [Текст] / Р. Шенк / Выступление на 4-й международной конференции по когнитивной науке 22-26 июня. - Томск, 2010.

19. http://multiple-literacies.com/?page_id=12. См. также: Horizons Broad, Cordes Sean The Role of Multimodal Literacy in 21st Century [Теxt] / Library Instruction // World Library and Information Congress: 75th IFLA General Conference and Assembly «Libraries create futures: Building on cultural heritage» (23-27 August 2009, Milan, Italy).

Войти или Создать
* Забыли пароль?