Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одним из механизмов повышения инвестиционного потенциала территории является региональная кластеризация. Развитие кластеров является эффективным способом привлечения иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Результатами реализации кластерной политики является рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова:
кластер, регион, инвестиционная привлекательность, кластерные инициативы
Текст

В 21 веке вопрос формирования кластеров является одним из важных для процесса формирования социально-экономических программ, как на федеральном, так и на региональном уровне. Это говорит о том, что кластеры стали одним из главных инвестиционных инструментов повышения конкурентоспособности экономики в целом. 

Кластеры существенно отличаются от других гибридных форм образования: предприятия находятся в одной или близко расположенной местности, конкуренция минимальна, учитываются потребности региона, используются инновационные технологии по всем направлениям, повышается производительность труда, органы власти взаимодействуют с населением для дальнейшего развития региона. 

      Под кластером М. Портер понимал группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [12].

Существует множество понятий, различающихся по направленности,  масштабам, характеристикам, но их сущность одна: кластер – географически ограниченная группа подобных, связанных или взаимодополняющих организаций, с активными связями и каналами для осуществления деловых сделок и контактов, которые совместно используют специализированную инфраструктуру, рынки труда и услуги, а также сталкиваются с аналогичными возможностями и трудностями при осуществлении своей деятельности [3].

Вступление предприятий в кластер повышает их репутацию, способствует росту внимания к ним со стороны финансовых агентств, благоприятствует росту популярности торговой марки, привлекает в регион дополнительные ресурсы.  В свою очередь наличие кластера повышает роль администраций в регионе. Это способствует развитию и укреплению экономики региона в целом, стимулирует экономический рост и ускоряет решение социальных проблем, а также создает условия для успешного развития более отсталых территорий.

Мировой опыт показывает широкое разнообразие государственных организаций развития и применения кластеров.  По оценке экспертов, 50% экономики ведущих стран охвачены кластеризацией. Страны, взявшие на вооружение кластерный подход, обеспечивают прирост ВВП в диапазоне от 75 до 90%.[3]. Распределение кластеров по отдельным странам выглядит следующим образом: США – 380, Италия – 206, Великобритания – 168, Индия – 106, Франция – 96, Польша – 61, Дания – 34, Германия – 32, Нидерланды – 20, Финляндия – 9. [8].

Реализация кластерных стратегий предполагает наличие фондов, образование государственных программ, которые поддерживают кластерные концерны, технопарки, бизнес-инкубаторы. Все они являются катализаторами развития регионов. 

В трудах как зарубежных, так и российских ученых четко сформулированы теоретические аспекты формирования и функционирования кластеров, использование всех моделей для конкурентоспособности региона в экономике. 

Опыт зарубежных экономистов может быть полезен для внедрения стратегии кластеризации в регионы. Эти и другие задачи должны стать первоочередными для региональных и местных органов власти. 

Принято выделять три вида наиболее приемлемых кластеров: 

1. Региональные (территориальные) группы внутри одного или родственных секторов промышленности, часто привязанные к тем или иным научным парадигмам. 

2. Вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера. 

3. Промышленные объединения большого масштаба, определенные относительно какой – либо основной отрасли [5].

Существуют различные методики анализа кластеров в регионах, основанные на мониторинге, концентрации, масштабности производства и многое другое. Одним из наиболее важных элементов этого является выявление логической закономерности формирования предприятий или компаний в единый конкурентоспособный кластер.

Существует модель, с помощью которой возможно анализировать и оценивать эффективность кластерных инициатив, она состоит из четырех составляющих:

• социальная, политическая и экономическая среда;

• целеполагание;

• исключительность создания и процесса развития кластерной инициативы;

• эффективность инициативы, зависит от вышеперечисленных компонентов [14].

По результатам международного исследования в отрасли кластерных инициатив 2003г. в Европе, Северной Америке, Новой Зеландии и Австралии, были подведены следующие итоги.

Первый аспект заключался в том, что любая кластерная инициатива отличается своей индивидуальностью, в зависимости от цели организации кластера, типа экономического развития, своим масштабом и не только. 

Второй аспект, основная часть кластерных инициатив образуется в странах с развитой или переходной экономикой. Преобладает количество инициатив в высокотехнологичных и наукоемких областях, 70% по результатам исследования, были организованы после 1999 г. Также, активность создания кластерных инициатив напрямую связано с государственной стратегией развития.

Третий аспект, в большинстве случаев инициатива на создание кластеров проявлялась от правительства в 32%, индустрии в 27% или от правительства в совместительстве с индустрией в 35%. Что касается финансирования, в 54% осуществлялось за счет государственных средств, в 18% со стороны индустрии, а в случае обеих сторон — 25%. 

Четвертый аспект, зачастую кластеры непосредственно связаны с географическим регионом и в 50% участники находятся от кластера на небольшом расстоянии. В состав участников кластерных инициатив обычно входят иностранные компании, маленькие компании, либо конкуренты [1]. 

Комплексная модернизация современной российской экономики требует создания инвестиционной системы, которая будет обеспечивать ее устойчивый рост и формирование рынка инвестиций инновационного характера. Появлению такого рода инвестиций в современных условиях может способствовать организация кластерных структур, которая позволит активизировать инвестиционную деятельность и дать толчок развитию промышленности региона.

В процессе осуществления кластерных инициатив инвестиционная деятельность может быть сформирована:

• на макроуровне (инвестиции в создание и развитие новых кластеров со стороны государства);

• на микроуровне (инвестиции в открытие новых предприятий внутри существующего или развивающегося кластера, за счет индивидуальных предпринимателей).

Когда речь идет о макроуровне, деятельность привлечения инвестиций и инвесторов, способных финансировать реализацию кластера, выполняет государство. Тем самым на данном этапе организуется привлечение инвестиций в бизнес-проекты, а также осуществляется государственная поддержка в развитие попутной инфраструктуры. 

Эффективная реализация бизнес-программ, по повышению инвестиционной привлекательности региона непосредственно зависит от сформированной системы управления инвестиционным процессом. Но, к сожалению,  в российских регионах данный механизм недостаточно совершенен, он не в состоянии оптимально и систематично решать вопросы инвестиционного развития, в результате чего, не дает возможности оживить ту инвестиционную деятельность, которая необходима на данном этапе развития [4].

Л.П. Евстигнеева и Р. Н. Евстигнеев пришли к мнению о том, что власть должна осуществлять финансовую поддержку регионов только в рамках инвестиционной кластеризации. Иными источниками поддержки должны служить региональные рынки [7].

В обоих случаях, представленными авторами,  региональная политика рассматривается с точки зрения перехода страны с бюджетной экономики на финансовую. Тем самым, кластер, при наличии в нем инвестиционной составляющей, может выступить рычагом развития экономики регионов. 

Что касается микроуровня, деятельность кластера направлена, прежде всего, на самоподдержание своей деятельности через привлечение и реализацию новых инвестиций, что является основной стратегией развития кластера.

Одним из условий роста конкурентоспособности экономики, на сегодняшний день, является развитие кластеров.

Кластерный подход занимает ключевое место в стратегиях социально-экономического развития субъектов и муниципальных образований. Некоторые проекты могут выполняться в инициативном порядке. Для обеспечения финансирования мероприятий по развитию кластеров на федеральном уровне составляют ряд механизмов [11].

Например, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе.  Это дает возможность для использования финансовой поддержки в целях реализации большого спектр кластерных подходов.

Развитие кластеров является эффективным способом привлечения иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Для того чтобы привлечь инвесторов необходимо:

• приобрести и внедрить критические технологии и новейшее оборудование;

• предприятия кластера должны иметь доступ к современным методам управления и необходимыми знаниями;

• и иметь возможность на выход высоконкурентного международного рынка.

Также развитие кластеров позволяет обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и повышению уровня неценовой конкурентоспособности.

Выделяется несколько задач кластерной политики:

1. Формирование условий для эффективного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера;

2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на  повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет мероприятий экономической политики по направлениям:

• поддержки развития малого и среднего предпринимательства; 

• инновационной и технологической политики;

• образовательной политики;

• политики привлечения инвестиций;

• политики развития экспорта;

• развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

• развития отраслей экономики.

3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей  по реализации кластерной политики. 

Результатами реализации кластерной политики является рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров.

Со стороны органов власти оказывается поддержка в реализации кластера, путем следующих мероприятий:

1. Формирование специализированной организации развития кластера, которая будет обеспечивать деятельности его участников, создающаяся в различных организационно-правовых формах. Предполагается, что функции указанной организации могут быть возложены как на вновь создаваемые, так и уже существующие организации.

2. Разработка стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее реализации, которая будет включать в себя разработку кластерных проектов и мер, направленных на формирование благоприятных условий развития кластера, на базе анализа барьеров и возможностей для развития кластера. 

3. Установка эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера. 

4. Реализация мер по стимулированию сотрудничества между участниками кластера (организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов и электронных списков рассылки) [11].

Из всего этого следует, что органы местного самоуправления и исполнительной власти будут выступать инициаторами в организации развития кластеров и, следовательно, предоставлять инвестиции на реализацию мероприятий по организационному развитию кластеров. Также финансирование может выделяться и из средств федерального бюджета – в рамках реализации мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса [2].

Исходя из этого, при создании кластера было бы не плохо также привлечь ограниченное количество иностранных инвесторов-лидеров. И параллельно активно формировать благоприятную предпринимательскую среду, идеологию необходимости развития собственных производственных предприятий для внедрения проектов региональных инвесторов. 

На сегодняшний день не менее важной инициативой является содействие формированию и развитию кластеров. Такая инициатива осуществляется при поддержке Минэкономразвития России. Поддержка программ развития кластеров нацелена на проекты в сфере несырьевого экспорта и импортозамещения, формирования среды для развития малого и среднего бизнеса, а также организация развитой системы  поставщиков для крупных компаний [9].

Существует множество примеров государственной поддержки кластеров на территории России.

Рассмотрим Пермский инновационный кластер. Предприятия-участники инновационного территориального кластера «Новый звездный» выразили инициативу по организации кластера политехнического и технологического образования. Его целью является развитие опыта мышления студентов в инновационной и предпринимательской компетенции. Данный проект будет исполнен в партнерстве с инновационным бизнесом, его ключевой задачей будет работа со школьниками и студентами. Данная программа уже получила на развитие 118 млн рублей в 2014 году. В этом году стоит задача организовать деятельность центра регионального инжиниринга, сформировать образовательный центр прикладных квалификацией аэрокосмических отраслей и обеспечить техношколу в Новых Лядах уникальным оборудованием. Развитие инновационного кластера предполагает производство высокотехнологичной продукции на базе научно-производственного комплекса. Его значительным проектом является производство и реконструкция агрегатов двигателя РД-191 для ракетоносителей «Ангара». Развитие данного кластера обеспечит строительство жилищной, инновационной, социальной, транспортной инфраструктуры [13]. 

Рассмотрим Московский автокластер. На месте бывшего завода «Москвич» органы власти Москвы планируют создать автокластер, где будут располагаться «Альфа Автоматив Технолоджиз», «Рено Россия» и ЗИЛу. Под программу органы власти уже выделили около 70 га, в будущем планируется задействовать 150 га.  Создание данного кластера является одним из пунктов антикризисной программы мэрии. Из бюджета города уже потрачено около 2 млрд. руб., как сообщил Бочаров. В итоге было реконструирован 24-й корпус бывшего АЗЛК, что увеличило здание до 100 тыс. кв. м, а также были заменены инженерные сети. ААТ производит около 150 автокомпонентов на ЗИЛе. Французская дочерняя компания Renault закупает около 70% продукции, чье производство находится на месте АЗЛК, еще недостроенного завода двигателей [6].

На сегодняшний день кластерная политика наиболее эффективный способ решения проблем, связанных с экономическим развитием территории и ее отраслей. Кластерный подход служит серьезным инструментом управления территории, идеи и методы которого способствуют основой формирования современной экономической политики. Данная идея позволяет ускорится промышленному развитию территории, что позволяет повысить приток иностранных инвестиций, а также преодолеть экономическое отставание региона.

Список литературы

1. Sölvell Ö., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Green book. Stockholm: Ivory Tower, 2003.

2. Ананишнев, В.В. Проблемы в оплате труда профессиональных директоров / В.В. Ананишнев, В.В. Брижанин, Э.А. Пронин // Право. Экономика. Безопасность. — 2015. — № 2 (6). — С.46-50.

3. Воронин, А.Г. Искусство управления населенной территорией. М: Финансы и статистика, 2014

4. Гриневич, Ю.А. Инфраструктура рынка как фактор активизации инвестиционной деятельности и развития промышленности в регионе/ Ю.А. Гриневич, А.С. Шеншин // Вестник ННГУ. Серия Экономика и финансы. – 2005. – Выпуск 1 (7). – С. 403-408.

5. Громыко, Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать?//Институт региональных инновационных систем // [Электронный ресурс] URL: http://www.innosys.sp.ru/

6. Дайджест новостей Территориальные кластеры №2 1-15 февраля 2015. ВШЭ. Москва.

7. Евстигнеева, Л. Макроэкономические аспекты региональной политики / Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Экономическая политика. – 2006. – № 4. – С. 99-124

8. Инновационно-технологические кластеры стран-членов МЦНТИ (информационный материал) // [Электронный ресурс] URL: http://www.icsti.ru/uploaded/201304/cluster.pdf

9. Информационное агентство «Regnum» // [Электронный ресурс] URL: http://regnum.ru/

10. Иоффе О. Кластерный подход.- Губернский деловой журнал. 2009, №11, с.16/

11. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/document/cons_doc_LAW_113283/

12. Портер М. Конкуренция. М.: Изд. Дом. «Вильямс», 2005.

13. Пронин, Э.А., Положенцева И.В., Ананишнев В.В. Современное политическое онлайн-образование в средних общеобразовательных школах. -М., 2014.

14. Тарасенко, В. В. Стратегии развития территориальных кластеров. Журнал: экономические стратегии, Издательство: Институт экономических стратегий (Москва), 2011.

15.