Abstract and keywords
Abstract (English):
One of the mechanisms to improve the investment potential of the territory of a regional clustering. The development of clusters is an effective way of attracting foreign investment and encouraging foreign integration. The results of the implementation of the cluster policy is to increase productivity and innovation activity of enterprises in the cluster, as well as increase the intensity of development of small and medium-sized businesses.

Keywords:
cluster, region, investment attractiveness, cluster initiatives
Text

В 21 веке вопрос формирования кластеров является одним из важных для процесса формирования социально-экономических программ, как на федеральном, так и на региональном уровне. Это говорит о том, что кластеры стали одним из главных инвестиционных инструментов повышения конкурентоспособности экономики в целом. 

Кластеры существенно отличаются от других гибридных форм образования: предприятия находятся в одной или близко расположенной местности, конкуренция минимальна, учитываются потребности региона, используются инновационные технологии по всем направлениям, повышается производительность труда, органы власти взаимодействуют с населением для дальнейшего развития региона. 

      Под кластером М. Портер понимал группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [12].

Существует множество понятий, различающихся по направленности,  масштабам, характеристикам, но их сущность одна: кластер – географически ограниченная группа подобных, связанных или взаимодополняющих организаций, с активными связями и каналами для осуществления деловых сделок и контактов, которые совместно используют специализированную инфраструктуру, рынки труда и услуги, а также сталкиваются с аналогичными возможностями и трудностями при осуществлении своей деятельности [3].

Вступление предприятий в кластер повышает их репутацию, способствует росту внимания к ним со стороны финансовых агентств, благоприятствует росту популярности торговой марки, привлекает в регион дополнительные ресурсы.  В свою очередь наличие кластера повышает роль администраций в регионе. Это способствует развитию и укреплению экономики региона в целом, стимулирует экономический рост и ускоряет решение социальных проблем, а также создает условия для успешного развития более отсталых территорий.

Мировой опыт показывает широкое разнообразие государственных организаций развития и применения кластеров.  По оценке экспертов, 50% экономики ведущих стран охвачены кластеризацией. Страны, взявшие на вооружение кластерный подход, обеспечивают прирост ВВП в диапазоне от 75 до 90%.[3]. Распределение кластеров по отдельным странам выглядит следующим образом: США – 380, Италия – 206, Великобритания – 168, Индия – 106, Франция – 96, Польша – 61, Дания – 34, Германия – 32, Нидерланды – 20, Финляндия – 9. [8].

Реализация кластерных стратегий предполагает наличие фондов, образование государственных программ, которые поддерживают кластерные концерны, технопарки, бизнес-инкубаторы. Все они являются катализаторами развития регионов. 

В трудах как зарубежных, так и российских ученых четко сформулированы теоретические аспекты формирования и функционирования кластеров, использование всех моделей для конкурентоспособности региона в экономике. 

Опыт зарубежных экономистов может быть полезен для внедрения стратегии кластеризации в регионы. Эти и другие задачи должны стать первоочередными для региональных и местных органов власти. 

Принято выделять три вида наиболее приемлемых кластеров: 

1. Региональные (территориальные) группы внутри одного или родственных секторов промышленности, часто привязанные к тем или иным научным парадигмам. 

2. Вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера. 

3. Промышленные объединения большого масштаба, определенные относительно какой – либо основной отрасли [5].

Существуют различные методики анализа кластеров в регионах, основанные на мониторинге, концентрации, масштабности производства и многое другое. Одним из наиболее важных элементов этого является выявление логической закономерности формирования предприятий или компаний в единый конкурентоспособный кластер.

Существует модель, с помощью которой возможно анализировать и оценивать эффективность кластерных инициатив, она состоит из четырех составляющих:

• социальная, политическая и экономическая среда;

• целеполагание;

• исключительность создания и процесса развития кластерной инициативы;

• эффективность инициативы, зависит от вышеперечисленных компонентов [14].

По результатам международного исследования в отрасли кластерных инициатив 2003г. в Европе, Северной Америке, Новой Зеландии и Австралии, были подведены следующие итоги.

Первый аспект заключался в том, что любая кластерная инициатива отличается своей индивидуальностью, в зависимости от цели организации кластера, типа экономического развития, своим масштабом и не только. 

Второй аспект, основная часть кластерных инициатив образуется в странах с развитой или переходной экономикой. Преобладает количество инициатив в высокотехнологичных и наукоемких областях, 70% по результатам исследования, были организованы после 1999 г. Также, активность создания кластерных инициатив напрямую связано с государственной стратегией развития.

Третий аспект, в большинстве случаев инициатива на создание кластеров проявлялась от правительства в 32%, индустрии в 27% или от правительства в совместительстве с индустрией в 35%. Что касается финансирования, в 54% осуществлялось за счет государственных средств, в 18% со стороны индустрии, а в случае обеих сторон — 25%. 

Четвертый аспект, зачастую кластеры непосредственно связаны с географическим регионом и в 50% участники находятся от кластера на небольшом расстоянии. В состав участников кластерных инициатив обычно входят иностранные компании, маленькие компании, либо конкуренты [1]. 

Комплексная модернизация современной российской экономики требует создания инвестиционной системы, которая будет обеспечивать ее устойчивый рост и формирование рынка инвестиций инновационного характера. Появлению такого рода инвестиций в современных условиях может способствовать организация кластерных структур, которая позволит активизировать инвестиционную деятельность и дать толчок развитию промышленности региона.

В процессе осуществления кластерных инициатив инвестиционная деятельность может быть сформирована:

• на макроуровне (инвестиции в создание и развитие новых кластеров со стороны государства);

• на микроуровне (инвестиции в открытие новых предприятий внутри существующего или развивающегося кластера, за счет индивидуальных предпринимателей).

Когда речь идет о макроуровне, деятельность привлечения инвестиций и инвесторов, способных финансировать реализацию кластера, выполняет государство. Тем самым на данном этапе организуется привлечение инвестиций в бизнес-проекты, а также осуществляется государственная поддержка в развитие попутной инфраструктуры. 

Эффективная реализация бизнес-программ, по повышению инвестиционной привлекательности региона непосредственно зависит от сформированной системы управления инвестиционным процессом. Но, к сожалению,  в российских регионах данный механизм недостаточно совершенен, он не в состоянии оптимально и систематично решать вопросы инвестиционного развития, в результате чего, не дает возможности оживить ту инвестиционную деятельность, которая необходима на данном этапе развития [4].

Л.П. Евстигнеева и Р. Н. Евстигнеев пришли к мнению о том, что власть должна осуществлять финансовую поддержку регионов только в рамках инвестиционной кластеризации. Иными источниками поддержки должны служить региональные рынки [7].

В обоих случаях, представленными авторами,  региональная политика рассматривается с точки зрения перехода страны с бюджетной экономики на финансовую. Тем самым, кластер, при наличии в нем инвестиционной составляющей, может выступить рычагом развития экономики регионов. 

Что касается микроуровня, деятельность кластера направлена, прежде всего, на самоподдержание своей деятельности через привлечение и реализацию новых инвестиций, что является основной стратегией развития кластера.

Одним из условий роста конкурентоспособности экономики, на сегодняшний день, является развитие кластеров.

Кластерный подход занимает ключевое место в стратегиях социально-экономического развития субъектов и муниципальных образований. Некоторые проекты могут выполняться в инициативном порядке. Для обеспечения финансирования мероприятий по развитию кластеров на федеральном уровне составляют ряд механизмов [11].

Например, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе.  Это дает возможность для использования финансовой поддержки в целях реализации большого спектр кластерных подходов.

Развитие кластеров является эффективным способом привлечения иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Для того чтобы привлечь инвесторов необходимо:

• приобрести и внедрить критические технологии и новейшее оборудование;

• предприятия кластера должны иметь доступ к современным методам управления и необходимыми знаниями;

• и иметь возможность на выход высоконкурентного международного рынка.

Также развитие кластеров позволяет обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и повышению уровня неценовой конкурентоспособности.

Выделяется несколько задач кластерной политики:

1. Формирование условий для эффективного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера;

2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на  повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет мероприятий экономической политики по направлениям:

• поддержки развития малого и среднего предпринимательства; 

• инновационной и технологической политики;

• образовательной политики;

• политики привлечения инвестиций;

• политики развития экспорта;

• развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

• развития отраслей экономики.

3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей  по реализации кластерной политики. 

Результатами реализации кластерной политики является рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров.

Со стороны органов власти оказывается поддержка в реализации кластера, путем следующих мероприятий:

1. Формирование специализированной организации развития кластера, которая будет обеспечивать деятельности его участников, создающаяся в различных организационно-правовых формах. Предполагается, что функции указанной организации могут быть возложены как на вновь создаваемые, так и уже существующие организации.

2. Разработка стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее реализации, которая будет включать в себя разработку кластерных проектов и мер, направленных на формирование благоприятных условий развития кластера, на базе анализа барьеров и возможностей для развития кластера. 

3. Установка эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера. 

4. Реализация мер по стимулированию сотрудничества между участниками кластера (организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов и электронных списков рассылки) [11].

Из всего этого следует, что органы местного самоуправления и исполнительной власти будут выступать инициаторами в организации развития кластеров и, следовательно, предоставлять инвестиции на реализацию мероприятий по организационному развитию кластеров. Также финансирование может выделяться и из средств федерального бюджета – в рамках реализации мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса [2].

Исходя из этого, при создании кластера было бы не плохо также привлечь ограниченное количество иностранных инвесторов-лидеров. И параллельно активно формировать благоприятную предпринимательскую среду, идеологию необходимости развития собственных производственных предприятий для внедрения проектов региональных инвесторов. 

На сегодняшний день не менее важной инициативой является содействие формированию и развитию кластеров. Такая инициатива осуществляется при поддержке Минэкономразвития России. Поддержка программ развития кластеров нацелена на проекты в сфере несырьевого экспорта и импортозамещения, формирования среды для развития малого и среднего бизнеса, а также организация развитой системы  поставщиков для крупных компаний [9].

Существует множество примеров государственной поддержки кластеров на территории России.

Рассмотрим Пермский инновационный кластер. Предприятия-участники инновационного территориального кластера «Новый звездный» выразили инициативу по организации кластера политехнического и технологического образования. Его целью является развитие опыта мышления студентов в инновационной и предпринимательской компетенции. Данный проект будет исполнен в партнерстве с инновационным бизнесом, его ключевой задачей будет работа со школьниками и студентами. Данная программа уже получила на развитие 118 млн рублей в 2014 году. В этом году стоит задача организовать деятельность центра регионального инжиниринга, сформировать образовательный центр прикладных квалификацией аэрокосмических отраслей и обеспечить техношколу в Новых Лядах уникальным оборудованием. Развитие инновационного кластера предполагает производство высокотехнологичной продукции на базе научно-производственного комплекса. Его значительным проектом является производство и реконструкция агрегатов двигателя РД-191 для ракетоносителей «Ангара». Развитие данного кластера обеспечит строительство жилищной, инновационной, социальной, транспортной инфраструктуры [13]. 

Рассмотрим Московский автокластер. На месте бывшего завода «Москвич» органы власти Москвы планируют создать автокластер, где будут располагаться «Альфа Автоматив Технолоджиз», «Рено Россия» и ЗИЛу. Под программу органы власти уже выделили около 70 га, в будущем планируется задействовать 150 га.  Создание данного кластера является одним из пунктов антикризисной программы мэрии. Из бюджета города уже потрачено около 2 млрд. руб., как сообщил Бочаров. В итоге было реконструирован 24-й корпус бывшего АЗЛК, что увеличило здание до 100 тыс. кв. м, а также были заменены инженерные сети. ААТ производит около 150 автокомпонентов на ЗИЛе. Французская дочерняя компания Renault закупает около 70% продукции, чье производство находится на месте АЗЛК, еще недостроенного завода двигателей [6].

На сегодняшний день кластерная политика наиболее эффективный способ решения проблем, связанных с экономическим развитием территории и ее отраслей. Кластерный подход служит серьезным инструментом управления территории, идеи и методы которого способствуют основой формирования современной экономической политики. Данная идея позволяет ускорится промышленному развитию территории, что позволяет повысить приток иностранных инвестиций, а также преодолеть экономическое отставание региона.

References

1. Sölvell Ö., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Green book. Stockholm: Ivory Tower, 2003.

2. Ananishnev, VV Problems in remuneration of Professional Directors / VV Ananishnov, VV Brizhanin, EA Pronin // Right. Economy. Security. - 2015. - № 2 (6). - P.46-50.

3. Voronin AG Arts Management populated area. M: the Finance and statistics, 2014

4. Grinevich, Y. market infrastructure as a factor in investment activity and industrial development in the region / YA Grinevich, AS Shenshin // Herald of UNN. A series of Economics and Finance. - 2005. - Issue 1 (7). - P. 403-408.

5. Gromyko, V. What are clusters and how to create them // Institute of Regional Innovation Systems // [Electronic resource] URL: Http://www.innosys.sp.ru/

6. Local News Digest №2 clusters 1-15 February 2015. Higher School of Economics. Moscow.

7. Yevstigneyeva, L. Macroeconomic aspects of regional policy / Yevstigneyeva L., R. Evstigneev // economic policy. - 2006. - № 4. - P. 99-124

8. Innovation and technological clusters of ICSTI member countries (information material) // [Electronic resource] URL: http://www.icsti.ru/uploaded/201304/cluster.pdf

9. Information agency «Regnum» // [Electronic resource] URL: http://regnum.ru/

10. Ioffe O. Cluster podhod.- Provincial Business Magazine. 2009, №11, P.16 /

11. Guidelines for the implementation of the cluster policy in the Russian Federation (approved by the Ministry of Economic Development 26.12.2008 N 20615-ak / D19.) // [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/cons/document/cons_doc_LAW_113283 /

12. M. Porter Competition. M .: Publishing. House. "Williams", 2005.

13. Pronin, EA, Polozhentseva IV, VV Ananishnev Modern political online education in secondary schools. -M.,

14. Tarasenko, VV territorial cluster development strategy. Journal: Economic Strategy, Publisher: Institute of Economic Strategies (Moscow), 2011.

15.

Login or Create
* Forgot password?