БЕАР – МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья рассматривает образование как один из инструментов «мягкой силы» для продвижения национальных интересов. Будучи пространством постоянных культурных взаимодействий, образование не только является фактором социокультурной интеграции, но и повышает уровень социоэкономической мобильности. Интеграция национального образования в мировое образовательное пространство и глобализация приводят к утрате национальной идентичности. На примере Баренц-региона автор рассматривает международное сотрудничество в области образования, а также интенсивный процесс международной коммуникации, направленный на создание благоприятных условий для разработки и внедрения принципов устойчивого развития региона. В статье подчеркивается, что географическое положение БЕАР создает благоприятные условия для создания смешанной модели образования, которая будет способствовать дальнейшей интеграции Российской системы образования в общеевропейское пространство.

Ключевые слова:
международная коммуникация, Баренц-регион, «мягкая сила», международное сотрудничество в образовании, интеграция образования, академическая мобильность.
Текст

Современный глобальный мир – это мир конкуренции и одновременно поле для международной коммуникации. В последние десятилетия во внешнеполитических концепциях многих государств делается упор на важность использования инструментов «мягкой силы» для продвижения национальных интересов. Как отмечает академик А.В. Торкунов, «данная стратегия включает в себя, прежде всего, такие инструменты позиционирования страны на международной арене, как экспорт образования, продвижение языка и распространение национальных культурных ценностей» [11, с. 85].

Необходимость выстраивания отношений с людьми другой культуры, другого языка подчеркивает необходимость привлечения особенного внимания к проблемам межкультурной коммуникации. Уже не подвергается сомнению тот факт, что установление культурных связей, готовность к межкультурной коммуникации приводят к улучшению взаимопонимания, поиску совместных решений общих проблем и объединению стран для достижения взаимовыгодных целей. И.Г. Коренева описывает образование как «пространство постоянных культурных взаимодействий, взаимопроникновения культур и обмена культурным опытом» [6, с. 119]. Таким образом, образование становится не только важным фактором социокультурной интеграции человека, но и повышает уровень социально-экономической мобильности личности.

Список литературы

1. Белогуров А.Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX-XXI веков [Текст]: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01 / А.Ю. Белогуров. - Пятигорск, 2003. - 457 c.

2. Белогуров А.Ю. Этногенез и «национально-региональный компонент» [Текст] / А.Ю. Белогуров // Высшее образование в России. - 2002. - № 6. - С. 34-38.

3. Воевода Е.В. Развитие толерантности студентов средствами иностранного языка [Текст] / Е.В. Воевода // Российский научный журнал. - 2009. - № 4.- С. 55-60.

4. Воевода Е.В. Социокультурные компетенции в профессиональной иноязычной подготовке специалиста-международника [Текст] / Е.В. Воевода // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. - 2007. - № 8. - С. 119-127.

5. Воевода Е.В. Формирование межкультурной компетенции: проблемы и пути их решения / Языковой дискурс в социальной практике. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет». - 2013. - С. 40-44.

6. Коренева И.Г. Особенности образовательного процесса в поликультурной среде (из опыта высшей школы) [Текст] / И.Г. Коренева / Межкультурная коммуникация: современная теория и практика (Материалы VII Конвента РАМИ, сентябрь 2012 г.): Научное издание / Под ред. А.В. Шестопала, М.В. Силантьевой; отв. ред. А.В. Мальгин. - М.: Аспект Пресс, 2013. - С. 118-122.

7. Костикова Л.П. Российское образование в условиях глобализации и поликультурного социума [Текст] / Л.П. Костикова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 6. - С. 4-7.

8. Лебедева М.М. Глобальные тенденции развития университетов и трансформация российской образовательной политики [Текст] / М.М. Лебедева, О.Н. Барабанов // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - № 6.- С. 265-269.

9. Лебедева М.М. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» [Текст] / М.М. Лебедева, Ж. Фор // Вестник МГИМО (У). - 2009. - № 6. - С. 200-205.

10. Сергеев А.М. Специфика интернационализации высшей школы в рамках «Северного измерения» [Текст] / А.М. Сергеев, И.В. Рыжкова // Балтийский регион. - 2010. - Вып. - № 3. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifikainternatsionalizatsii-vysshey-shkoly-v-ramkah-severnogo-izmereniya

11. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России [Текст] / А.В. Торкунов // Вестник МГИМО-Университета.- 2012. - № 4. - С. 85-93.

Войти или Создать
* Забыли пароль?