Управление по ценностям представляет собой перспективную область деятельности в отношении управления человеческими отношениями. В связи с этим в данной статье автор анализирует индивидуальные матрицы ценностей как основу для управления поведением членов социальных групп. Вместе с тем рассматриваются вопросы коррекции социальных норм в рамках ранжированного ряда культурных ценностей.
ценность, антиценность, доминанта, ранжированный ряд ценностей, рядоположенные ценности, кристаллизация ценностей.
Культурные основы жизнедеятельности членов общества воспринимаются многими исследователями общества как наиболее значимая детерминанта человеческого поведения. Все области деятельности человеческих сообществ, отношения между их членами, а также условия их существования построены на возможностях развития культуры людей и проявлений этой культуры в различных областях их деятельности.
Анализ социокультурных [2, 3] оснований существования и развития социальных сообществ показывает, что все три компонента культурной жизни (система ценностей, социальные нормы, знаковосимволическая система) представляют собой некоторую всеобщность, определяющую поведение индивидов и функционирование социальных групп в современном обществе. Культура большой социальной группы или общества хорошо организована, каждый из трех ее компонентов выстроен в четкий порядок. Это происходит благодаря высокой степени самоорганизации культуры, ее способности быстро замещать и адаптировать утраченные культурные элементы, создавать культурные комплексы и системы, обладающие достаточно высокой степенью устойчивости по отношению к внешним и внутренним воздействиям. Большинство исследователей социокультурных процессов [3–5] полагают, что культурные ценности представляют собой основной фактор, определяющий основу коллективного поведения членов социальных групп.
Результаты многочисленных исследований структуры и динамики культурных элементов и комплексов показывают, что культурные ценности могут считаться наиболее важной составляющей культуры, объясняющей поведение индивидов в системе социальных взаимодействий. Действительно, именно ценности являются важнейшими ориентирами поведения людей в современном обществе. Определение и значимость этих ориентиров неразрывно связаны с постоянно меняющимися потребностями членов общества или социальной группы. Потребность индивида показывает силу стремления к определенной ценности и одновременно влияет на значимость этой ценности. Другими словами, потребность может повысить ценность объекта или понизить ее.
1. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations [Текст] / И.Л. Викентьев. - Ч. 1. - СПб.: Бизнес-Пресса, 1998. - 228 с.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в третье тысячелетие [Текст] / Л.Г. Ионин. - М.: Логос, 2000. - 431 с.
3. Карцева Л.В. Социология культуры [Текст] / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2007. - 232 с.
4. Кравченко С.А. Социология [Текст] / С.А. Кравченко. - В 2-х т. - М.: Юрайт, 2015. - Т. 1. - 584 с.; Т. 2. - 636 с.
5. Матецкая А.В. Социология культуры [Текст] / А.В. Матецкая. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 260 с.