В статье критикуется идея территориального федерализма, и на примере судебной власти показано, что попытки снижения конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации до уровня административно-территориальных единиц преследуют только цель лишения их государственной власти и собственности. В обоснование своей точки зрения автор анализирует правовой статус субъектов Российской Федерации и отмечает, что судебная власть определяется как их обязательный атрибут. Подчеркивается социальная востребованность и необходимость в образовании и функционировании конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Критикуется законопроект, согласно которому предлагается исключить мировых судей из числа судов субъектов Российской Федерации и придать им статус федеральных судов. Приводится опыт Германии, где конституционное правосудие осуществляется в рамках модели двухуровневого конституционного контроля — Конституционным судом Федерации и органами специализированного конституционного правосудия субъектов в ее составе.
Федерализм, субъекты Российской Федерации, судебная власть, мировые судьи, конституционные суды субъектов Российской Федерации.
1. Абазов А. Х. Из истории интеграции обычного права кабардинцев в правовую систему Российской империи в последней трети XIX - XX в. (по материалам сельских судов) // Кавказ: история и современность: матер. III Междунар. науч.-практ. конф. 26-27 сентября 2013 г. Т. 1 / под общ. ред. Л. А. Тхабисимовой. Пятигорск, 2014.
2. Авакьян С. А. Конституционный лексикон. М., 2015.
3. Баглай М. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М., 1998.
4. Батова С. А., Боботов С. В. Судебная система России. М., 2000.
5. Борисова Н. Н., Дудко И. Г. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации. М., 2010.
6. Дорошков В. В. Отечественные мировые судьи // Мировой судья. 2014. № 7.
7. Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен. М., 2013.
8. Ишеков К. А. Реализация конституций и уставов субъектов Российской Федерации органами государственной власти: конституционно-правовое исследование. М., 2013.
9. Клеандров М. И. О модели радикальной автономизации мировой юстиции в Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 3.
10. Клишас А. А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование. М., 2007.
11. Ковалевский М. Н. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886. Т. 2.
12. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина. М., 2013.
13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л. В. Лазарева. М., 2009.
14. Михалева Н. А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М., 2013.
15. Примаков Е. Не просто работать, а знать во имя чего // Российская газета. 2015. 15 янв.
16. Хабриева Т. Я. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: проблемы компетенции // Проблемы образования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. М., 2000.
17. Цалиев А. М., Чеджемов С. Р. Институты власти и правовые воззрения в Северной Осетии (конец XVIII - начало XX в.). Владикавказ, 2004.
18. Эбзеев Б. С. Конституционное правосудие в России: системность и роль в обеспечении единства и целостности Российского государства // Конституционное правосудие в РФ: правовое регулирование, опыт, перспективы. Казань, 2005.