СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Вопросы модернизации экономики России сегодня крайне актуальны, что обусловлено не только необходимостью обеспечить устойчивый рост и конкурентное преимущество российской экономики в долгосрочной перспективе, но также обеспечить импортозамещение, что позволит замедлить и предотвратить рецессию экономики страны.

Ключевые слова:
модернизация экономики, рецессия, институциональные экономические факторы.
Текст

В условиях рецессии крайне остры вопросы эффективности распределения инвестиционных ресурсов при модернизации предприятий различных отраслей. С одной стороны, неэффективное использование выделяемых государством ресурсов под проекты без достаточного экономического обоснования целесообразности модернизации. С другой стороны, издержки, возникающие при усложнении процедуры подачи заявок, при попытке повысить качество обоснования инвестиционных проектов и отбора получателей средств, что приводит к сдвигу сроков принятия решений порядка 2–3 лет, что, в свою очередь, приводит к потерям, которые также следует учитывать. Анализ указанных потерь представлен в работе В.В. Клочкова и В.А. Вдовенкова [1]. Целесообразно совместить оценки этих потерь с оценками потерь, возникающих при неполной загрузке производственных мощностей. В связи с этим крайне интересным является проведенное В.В. Клочковым исследование, в котором убедительно доказывается, что фактор низкой загрузки мощностей оказывает решающее влияние на эффективность проектов модернизации материально-технической базы предприятий, нацеленных на снижение прямых затрат производства, преобладающих в структуре издержек при высокой загрузке производственных мощностей. Автор приходит к выводу, что если проект модернизации направлен на снижение удельных прямых затрат на 5–10%, он будет заведомо неэффективен, если загрузка модернизированных мощностей будет менее 70–80%, в случае меньшей загруженности средняя себестоимость единицы продукции может вырасти в 1,5–2 раза и более по сравнению с исходным уровнем [2].Таким образом, развитие методов оценки потерь, возникающих вследствие ограниченной рациональности распорядителей ресурсов, при выделении средств предприятиям, не способным обеспечить эффективную загрузку производственных мощностей, а также потерь вследствие сдвига сроков принятия решений, позволят выработать экономически обоснованные процедуры принятия решений. 

В силу необходимости обеспечения национальной безопасности и геополитических интересов РФ одной из основных проблем менеджмента на всех уровнях в условиях реализации стратегии устойчивого роста и модернизации экономики России становится привлечение и воспроизводство рабочей силы, формирование постоянного населения территорий и кадрового ядра предприятий. Противоречия между современным состоянием рабочей силы и требованиями, диктуемыми стратегическим целями развития нашей страны, требуют формирования современного организационно-управленческого механизма, институционального развития и адекватных методов управления, поскольку механическое финансирование со стороны государства, региональных и муниципальных образований, а также разрозненные усилия хозяйствующих субъектов не могут обеспечить качественное и количественное воспроизводство рабочей силы, приводя лишь к росту затрат при минимальном положительном эффекте. Анализ соответствия существующего механизма управления объективным особенностям управления процессом воспроизводства рабочей силы территорий, представленный в работе И.П. Поварича и А.П. Харченко, показал, что, несмотря на обилие средств и методов, существующий механизм управления воспроизводством рабочей силы во многом не соответствует ключевым особенностям данного процесса либо реализует их в крайне ограниченной степени, что обусловлено институциональными, финансово-экономическими проблемами, а также отсутствием специализированных субъектов управления [3].

Проблема обеспечения кадрами экономики субъектов федерации усугубляется сложностью прогнозирования потребности в кадрах с высшим образованием, что требует соответствующего планирования подготовки выпускников вузов. Безусловно, «…важную роль играет заблаговременная подготовка квалифицированных кадров с высшим профессиональным образованием по нужным специальностям и в нужном количестве…» [4, с. 43]. В связи с этим интересным является исследование Е.А. Морозовой, в котором представлены результаты экспертного опроса представителей вузов по вопросам прогнозирования потребностей разных отраслей в кадрах. Исследование показало, что по большинству видов экономической деятельности прогнозируется рост кадровых потребностей: здравоохранение и предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг; транспорт и связь; строительство; производство пищевых продуктов; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; операции с недвижимым имуществом; образование; финансовая деятельность; производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов. В обобщенном варианте (по всем видам экономической деятельности) оценочный рост потребности региональной экономики в кадрах с высшим образованием составит 6% к 2020 г. и 5,8% – к 2025 г. [5, с. 197]. 

Следует отметить, что существует также проблема формирования и оценки компетенций преподавателей, заведующих кафедрами, деканов и проректоров высших учебных заведений, поскольку от этого напрямую зависит качество образовательной услуги вуза. Интересными являются исследования, представленные в работах С.Д. Резника, О.А. Сазыкиной, где выявлены основные резервы улучшения деятельности профессорско-преподавательского и управленческого персонала, определены стратегические направления, которым следует уделять основное внимание при организации учебного процесса и научной деятельности [6, 7]. 

В продолжение темы управления персоналом К.Б. Герасимов приходит к выводу, что в настоящее время перед субъектами рынка стоит проблема технологизации элементов системы управления и оценки персонала. При этом автор указывает на то, что сегодня практически отсутствуют типовые системы и модели, формирующие и развивающие эту деятельность [8].

В свою очередь, Э.В. Кондратьев и Н.А. Гудз предлагают использовать игровые имитационные технологии для вовлечения персонала в процесс изменений управления субъектом рынка. В работе описан консалтинговый опыт развития бережливого производства путем вовлечения персонала в процесс изменений через игровую методику [9]. Убедительно доказана ценность данного подхода, который позволяет на порядок увеличить производительность за счет оптимальной организации труда и вовлечения в процесс персонала как среднего, так и высшего звена. 

Но не только проблема управления и воспроизводства рабочей силы является современным вызовом для экономического развития России. Е.А. Панфилова, Д.Ю. Причина в своей работе отмечают, что «Рискогенность функционирования российских компаний определяется не только внешними финансовыми условиями, но и обусловлена институциональными факторами формирования и развития отечественной модели корпоративного управления, ее структурой, функционированием совета директоров, корпоративной отчетностью, эффективностью взаимодействия всех участников корпоративного управления» [10, с. 133]. Вместе с тем авторы отмечают ряд положительных тенденций в развитии корпоративных отношений в российской экономики: снижение уровня концентрации акционерной собственности в российском промышленном секторе; принятие нового проекта национального Кодекса корпоративного управления, что позволит лучше защитить права акционеров, предотвратить сокрытие информации от членов совета директоров и др.; рост информационной прозрачности крупных российских компаний; сокращение числа акционерных обществ с государственным участием и т.д. [10]. 

В работе Н.Н. Третьяк отмечается, что решающим фактором производства является своевременное обеспечение предприятий достаточным количеством дешевых финансовых ресурсов, что требует от субъектов хозяйствования проведения взвешенной политики по выбору форм и методов финансирования, сбалансированности по источникам, объемам и срокам. В работе рассмотрена система управления процессом формирования финансовых ресурсов предприятия и предложена модель, позволяющая определить оптимальное соотношение финансовых ресурсов предприятия [11].

С.В и П.Д. Ратнеры исследуют возможности внедрения стандартов «чистой» энергетики и механизмы стимулирования перехода объектов электроэнергетики на более энергоэффективные и экологически безопасные способы генерации энергии. В связи с этим рассматривают подходы к оптимизации системы регулирования негативного воздействия объектов электроэнергетики на окружающую среду, указывая на то, что решение подобного рода задач сопряжено с моделированием оптимальной структуры региональной энергетической системы. В рамках своего исследования авторы предлагают методологию анализа среды функционирования на основе непараметрического метода оптимизации [12]. 

Г.М. Кулапина и Ю.М. Узбекова проводят анализ проблем импортозамещения сельскохозяйственной продукции. Анализируя статистику Самарской области и Ставропольского района, авторы выделяют основные проблемы развития агропромышленного комплекса на пути импортозамещения сельскохозяйственной продукции и предлагают пути их решения. На взгляд авторов, наиболее важной для развития сельского хозяйства является проблема создания, внедрения и преобразования рациональной системы продовольственных и сырьевых связей на внутреннем рынке. Следует согласиться с выводами авторов, что проблема продовольственной безопасности сопоставима с проблемой обороноспособности страны. В работе авторы выделяют ряд проблем, затрудняющих решение задач импортозамещения, и предлагают возможные направления для их решения [13].

Среди проблем, осложняющих импортозамещение в продовольственной сфере, ключевой является необходимость создания и развития современной инфраструктуры, в частности строительство дорог, что позволит снизить высокие логистические затраты. Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры является точкой пересечения пространственного и отраслевого аспектов развития региональной экономики. Как утверждает Н.А. Рослякова, уровень развития транспортной системы региона и степень ее соответствия экономической системе является одним из факторов, определяющих развитие экономики отдельного региона независимо от региональной специализации. В связи с этим актуальны вопросы экономической основы развития транспортной системы. Н.А. Росляковой на основе анализа динамики транспортных затрат в разрезе федеральных округов удалось выделить отрасли, в наибольшей степени зависимые от транспортных затрат. Автор обосновывает необходимость рассмотрения развития транспортных систем регионов в тесной связи с региональными экономическими системами [14].

Таким образом, можно сделать вывод, что современные вызовы, стоящие перед экономикой России, требуют быстрого развития и изменений в методах и подходах к управлению в соответствии с растущими требованиями экономики РФ. Внешние условия функционирования региональных экономик постоянно меняются, требуя гибкости в оценках инвестиционных проектов, внедрения новых подходов к воспроизводству, к управлению и оценке персонала, развития новых методов управления субъектами рынка, внедрения новых экологически безопасных и эффективных технологий.

Список литературы

1. Клочков В.В. Задержки реализации инвестиционных проектов развития производственного потенциала предприятий авиационной промышленности [Текст] / В.В. Клочков, В.А. Вдовенко // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 8 (242). - С. 13-26.

2. Клочков В.В. Экономические проблемы распределения инвестиционных ресурсов при модернизации предприятий авиационной промышленности [Текст] / В.В. Клочков // Russian journal of management. - 2015. - Vol. 3. - Issue 2 (14). - С. 111-122.

3. Поварич И.П. Развитие механизма управления воспроизводством рабочей силы при реализации стратегий российского севера и Арктики [Текст] / И.П. Поварич, А.П. Харченко // Russian journal of management. - 2015. - Vol. 3. - Issue 2 (14). - С. 123-132.

4. Гуртов В.А. Приоритеты экономики: прогнозирование потребностей в кадрах с высшим профессиональным образованием [Текст] / В.А. Гуртов, Л.М. Серова, И.С. Ступусь // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 4. - С. 43-51.

5. Морозова Е.А. Подготовка кадров с высшим образованием для региональной экономики: экспертное мнение руководящих работников вузов Кемеровской области [Текст] / Е.А. Морозова // Russian journal of management. - 2015. - Vol. 3. - Issue 2 (14). - С. 191-198.

6. Резник С.Д. Моделирование компетенций заведующих кафедрами российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian journal of management. - 2015. - Vol. 3. - Issue 2 (14). - С. 140-150.

7. Резник С.Д. Менеджмент в вузе: научная и методическая поддержка [Текст] / С.Д. Резник // Russian journal of management. - 2015. - Vol. 3. - Issue 1 (13). - С. 87-94.

8. Герасимов К.Б. Применение модели выбора и использования метода выполнения процедур при оценке персонала [Текст] / К.Б. Герасимов // Russian journal of management. - 2015. - Vol. 3. - Issue 2 (14). - С. 183-190.

9. Кондратьев Э.В. Использование игровой имитационной технологии для преодоления ментальных проблем на этапе становления бережливого производства [Текст] / Э.В. Кондратьев, Н.А. Гудз // Russian journal of management. - 2015. - Vol. 3. - Issue 2 (14). - С. 167-172.

10. Панфилова Е.А. Институциональные векторы развития национальной модели корпоративного управления [Текст] / Е.А. Панфилова, Д.Ю. Причина // Russian journal of management. - 2015. - Vol. 3. - Issue 2 (14). - С. 133-139.

11. Третяк Н.Н. Управление формированием финансовых ресурсов предприятия Russian journal of management. - 2015. - Vol. 3. - Issue 2 (14). - С. 151-158.

12. Ратнер С.В. Моделирование структуры региональной энергетической системы с использованием методологии анализа среды функционирования [Текст] / С.В. Ратнер, П.Д. Ратнер // Russian journal of management. - 2015. - Vol. 3. - Issue 2 (14). - С. 159-166.

13. Узбекова Ю.М. О замещении импорта на рынке сельхозпродукции [Текст] / Ю.М. Узбекова, Г.М. Кулапина // Russian journal of management. - 2015. - Vol. 3. - Issue 2 (14). - С. 199-202.

14. Рослякова Н.А. Исследование взаимосвязи транспортной и экономической региональных систем через оценку транспортных затрат [Текст] / Н.А. Рослякова // Russian journal of management. - 2015. - Vol. 3. - Issue 2 (14). - С. 203-209.

Войти или Создать
* Забыли пароль?