Социальная и гражданская идентичность в системе философского анализа - фактор становления социально-экономического развития общества. Она связана с определенными территориями, которые определяют особые формы жизненных практик, картины мира, содержат и создают действующую нормативно-ценностную систему человека, влияют на построение жизненных перспектив. В статье поднимаются проблемы создания условий для развития жизненных перспектив в условиях трансформационных процессов содержания общего образования на принципах системности, интеграции, междисциплинарности.
социальная идентификация, гражданская идентификация, жизненные перспективы, междисциплинарность, интеграция.
Изменения, происходящие в современных социальных системах, сообществах, с выявлением их основных характеристик, отношений, носителем которых является человек и социальные группы, в которые он включен, дают новое понимание широкого проблемного поля, позволяют делать предположения о том, что делает человека универсальным компонентом социальных систем (и образования в том числе) и как происходит его включение в каждую из них, начиная с общества в целом и заканчивая семьей. Это обуславливает учет собственной природы ребенка как объекта социальных систем и образования в том числе, изучение его внутренних и внешних свойств, позволяет определять характеристики ребенка как носителя реальных практик, социальных ролей и идентичностей [8]. Работы П. Бергера [1], П. Бурдье, П. Штомпки, П. Сорокина позволяют анализировать внутренние основы социальной и гражданской идентификации молодежи, единую смысловую систему обобщенного понимания ребенком мира, самого себя, своей потенциальной жизненной траектории и выборов жизненного пути.
1. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст]: пер. Е. Руткевич / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
2. Богословская О.В. Ценностные ориентации молодежи: Проблемы выбора [Текст] / О.В. Богословская // Молодежь современной России: Альтернативы выбора духовных и нравственных убеждений: сб. статей. - 2-е изд., перераб. и доп.; ред.-сост. Д.Г. Шкаев. - М.: ИНИОН РАН, 2012. - С. 24-28.
3. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности [Текст] / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 256-269.
4. Дьюи Д. Демократия и образование [Текст] / Д. Дьюи. - М.: Педагогика-пресс, 2000. - 384 с.
5. Кустов Ю.А. Профориентация учащихся в социуме [Текст]: монография / Ю.А. Кустов, В.Н. Жирнова, С.В. Стацук. - Тольятти: ВУиТ, 2008. - 183 с.
6. Мид Д. Интернализированные другие и самость [Текст] / Д. Мид // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. - С. 222-224.
7. Платонов К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
8. Психологические проблемы современного российского общества [Текст]: сб. науч. трудов / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2012. - 575 с.
9. Смирнов С.А. Содержательные (парадигмальные) аспекты высшего социально-гуманитарного образования [Электронный ресурс] / С.А. Смирнов. - URL: http://www.countries.ru/library/methoda/paradygm.htm (дата обращения: 06.03.2016).
10. Что такое Форсайт? [Электронный ресурс] // EXPERTCLUB.RU. - URL: http://www.expertclub.ru/sections/foresight/programm/0 (дата обращения: 06.03.2016).