ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ И К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается сущность и причины формирования профессиональных деформаций в различных сферах деятельности, выделяются уровни их проявления, в том числе: общепрофессиональные деформации, специальные профессиональные деформации, профессионально-типологические деформации, индивидуализированные деформации. Анализируются основные последствия профессиональной деформации, серьезно влияющие на профессиональное развитие и эффективность деятельности, в том числе: дезинтеграцию профессионального развития, искаженное профессиональное развитие, низкую профессиональную мобильность, усиление деформации личности и пр. Выделяются психологические детерминанты личности, способствующие профессиональной деформации. Особое внимание в статье уделяется особенностям профессиональной деформации руководителей: выделяются особенности, в том числе гендерные, профессиональной деформации руководителей; обобщаются факторы, определяющие риск эмоционального выгорания руководителей как неспецифической профессиональной деформации, в том числе базисные свойства личности, модели преодолевающего поведения в трудных или критических ситуациях, стиль поведения в конфликтной ситуации, менеджерские умения.

Ключевые слова:
профессиональная деформация, искаженное профессиональное развитие, деформация личностно-смысловой сферы, гендерные особенности профессиональной деформации руководителей, неспецифическая профессиональная деформация, риск эмоционального выгорания.
Текст

Высокое положение оказывает на нас
столь разлагающее влияние, что отказываться
от него не в нашей власти.
Джордж Сэвил Галифакс

Особенности профессиональной деятельности и профессиональной среды предъявляют к человеку определенные требования и неизбежно накладывают отпечаток на особенности его личности, приводя с течением времени к так называемой профессиональной деформации — деструктивные изменения качеств личности, которые негативно влияют на ее продуктивность, создают препятствия для дальнейшего развития и самосовершенствования профессионала, порождают проблемы в личностном общении.

Профессиональные деформации появляются под влиянием условий труда, стереотипов профессиональной деятельности, механизмов психологической защиты, возрастных изменений личности. Они могут носить эпизодический или устойчивый характер, быть поверхностной или глубокой.

В наибольшей степени профессиональной деформации подвержены те, чья деятельность предполагает постоянное взаимодействие с людьми — врачи, педагоги, руководители, представители социальных служб и сферы услуг, чиновники, полицейские и т.д. Во многих профессиях, в которых специалистам приходится общаться и взаимодействовать с большим числом людей, вырабатывается стереотипность используемых приемов как механизм экономизации затрачиваемых усилий. Правда, как подчеркивают авторы публикаций, посвященных указанной проблеме (Безносов С.П., Маркова А.К. и др.), причины и механизмы возникновения, а также способы выражений профессиональных деформаций у представителей разных профессий различаются [1, 2, 3].

Список литературы

1. Безносов С.П. Профессиональная деформация. - СПб.: Речь, 2004.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций : учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

4. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Питер, 2011.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Фонд «Мир», 2005.

6. Коновалова В. Трудоголизм: свободный выбор или навязанная модель поведения // Журнал «Кадровик», № 9, 2015, с. 95-107.

7. Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В. Власть как фактор деформации личности руководителя образовательного учреждения // Педагогическое образование в России, 2012. № 6. С. 44-49.

8. Басова О.А. Деформация личностно-смысловой сферы топ-менеджера в зависимости от уровня персональной ответственности // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. - М.: 2007. С. 83-84.

9. Eagly A.H., Carli L.L. Throigh the labirint: the truth about how women become leders. - Boston, MA: Harvard Business School Press, 2007.

10. Koening A.M., Eagly A.H., Mitchell A.A. & Ristikari T. Are leader stereotypes masculine? A meta-analysis of three research paradigms // Psychological Bulletin, 137 (4), 2011, pp. 616-642.

11. Cassell C., & Walsh S. Organizational cultures, gender management strategies and women’s experience of work. Feminism & Psychology, 1997, 7(2): pp. 224-230.

12. Handbook of the Psychology of Women and Gender - Wiley; Reprint edition, 2004.

13. Hoobler J.M., Lemmon G., & Wayne S.J. Women’s Managerial Aspirations: An Organizational Development Perspective // Journal of Management, 2014. 40: pp. 703-730.

14. Кошенова М.И. Специфика личностной деформации женщины-руководителя //Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7 (19). С. 266-269.

15. Schaufeli W.B., Leiter M.P., Maslach C. Burnout: 35 years of research and practice // Career Development International, Vol. 14 No. 3, 2009, pp. 204-220.

16. Коновалова В. «Огнеопасная» работа: организационные симптомы и факторы профессионального выгорания // Кадровик, 2010. № 5. - С. 58-63, № 6 - С. 34-41.

17. Why Executive Burnout Is A Such Huge Problem //www.businessinsider.com/ceo-burnout-is-a-growing-problem-2013-5 (Дата обращения 21.02.2016).

18. When High Flying Executives Burn Out//www.managementtoday.co.uk/features/1171970/when-high-flying-executives-burnout/ (Дата обращения 26.02.2016).

19. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром психического выгорания в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. Серия 6. 1997. Вып. 2 (№ 13).

20. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

Войти или Создать
* Забыли пароль?