Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Защита интересов РФ, связанных с освоением Мирового океана, является одной из задач обеспечения национальной безопасности. Базовым условием реализации данной задачи выступает своевременная подготовка кадров в разрезе морских специальностей. В работе исследованы основополагающие документы стратегического планирования, регулирующие развитие морской сферы, в том числе ее кадровое обеспечение. Составлен рейтинг городов и образовательных специальностей, обеспечивающих подготовку специалистов в данной области, что способствует укреплению потенциала морской политики на перспективу. Представлен кластерный подход к размещению образовательных организаций на территории РФ. Глубокий аналитический срез показывает исчерпывающую картину возможностей получения морского образования в России и может служить основой для принятия решений в области образовательной политики и карьерного планирования в морской отрасли.
национальная безопасность, национальные интересы, морская политика, Мировой океан, Морская доктрина, кадровое обеспечение, морские профессии, стратегическое планирование
1. Указ Президента РФ от 31.07.2022г. №512 «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации» - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_423278/ (дата обращения 05.09.2025).
2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения 05.09.2025).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 апреля 2024 г. № 287 «Об установлении образовательным организациям высшего образования и профессиональным образовательным организациям контрольных цифр приема по профессиям, специальностями (или) укрупненным группам профессий и специальностей для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2025/26 учебный год» - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/675c1badbb1470a830914bf23ef0dec0/?ysclid=mfdxoy8mrm572805952 (дата обращения 05.09.2025).
4. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. N 985 "Об установлении организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2025/26 учебный год" - URL: https://base.garant.ru/411373065/?ysclid=mfdxrmdy6y486812002 (дата обращения 05.09.2025).
5. Артамонова Л.С. Государственная политика в области занятости и безработицы / Т.А. Шпилькина, Н.Н. Филимонова, Л.С. Артамонова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 8(102). – С. 207-211. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2411-0450-2023-8-207-211. – EDN PNAULG.
6. Артамонова Л.С. Стратегические ориентиры реализации концепции импортозамещения в России / О.В. Маркова, Т.А. Шпилькина, Н.Н. Филимонова, Л.С. Артамонова // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2025. – Т. 24, № 1. – С. 17-26. – DOIhttps://doi.org/10.24182/2073-6258-2025-24-1-17-26. – EDN RWMQGF.
7. Барышников С. О. Кадры российскому флоту: потребность и требования возрастают // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2015. №4 (59). С. 5-9. EDN: https://elibrary.ru/UIPEQL
8. Беляевская-Плотник Л.А. Цифровые платформенные решения в системе стратегического планирования Российской Федерации // Научные исследования и разработки. Экономика. 2023. Т. 11, № 1. С. 67-72. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9111-2023-11-1-67-72; EDN: https://elibrary.ru/EPUIFL
9. Беляевская-Плотник Л. А. Стратегическое планирование как инструмент интеграции национальных интересов в систему обеспечения национальной безопасности // Развитие и безопасность. 2025. № 1(25). С. 25-35. EDN: https://elibrary.ru/ENOLVC
10. Грасс Е. Ю. Проблемы кадрового обеспечения мирового торгового флота на современном этапе // Научные проблемы водного транспорта. 2017. №51. С. 110-122. EDN: https://elibrary.ru/YPRVVL
11. Седых В. И., Огай С. А., Азовцев А. И. Инновационные научно-образовательные комплексы - будущее морского образования // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2007. №10 (10). С. 71-75. EDN: https://elibrary.ru/JWYIQF
12. Сигаев Д.Б., Шатыло А.П. Способы повышения уровня подготовки судоводителей на разных этапах их профессионального развития // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. 2019. №3. С. 499-508. DOI: https://doi.org/10.21821/2309-5180-2019-11-3-499-508; EDN: https://elibrary.ru/BCNGNQ
13. Фадюшин С.Г. Человеческий фактор судовождения в аспекте кибернетического подхода // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2018. №5. С. 922-935. DOI: https://doi.org/10.21821/2309-5180-2018-10-5-922-935; EDN: https://elibrary.ru/VOUOWH



