Тула, Тульская область, Россия
В работе предпринимается попытка оценить влияние образовательной структуры человеческого капитала занятых работников на уровень доходов населения. Для оценки использовался корреляционный анализ, а также строились регрессионные модели с использованием региональной статистики. Полученные результаты показали, что в регионах с высоким уровнем доходов использование труда работников, имеющих высшее образование и среднее профессиональное образование специалистов среднего звена, положительно влияет на доходы населения. Использование труда квалифицированных рабочих и лиц, не имеющих профессионального образования, отрицательно влияет на уровень доходов населения в регионах с высоким уровнем доходов. В регионах с низким уровнем душевого дохода распространены устаревшие технологические уклады, в которых востребованным является труд квалифицированных рабочих, что, как известно, не может обеспечить высокий уровень доходов населения. Результаты оценки влияния использования труда работников с различными уровнями и формами образования на уровень доходов населения может свидетельствовать о том, что в экономике страны сочетается распространение как устаревших индустриальных, так и новых постиндустриальных технологических укладов. В регионах с низким уровнем доходов необходимо создание новых современных производств, которые могли бы обеспечить переход к современным технологическим укладам.
уровни образования, формы образования, душевой доход, индустриальная экономика, постиндустриальная экономика, эконометрика
1. Басовский Л.Е. Постиндустриальные уклады в экономике России [Текст] / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. М.: ИНФРА-М, 2017. — 159 с.
2. Leontief W. Essays in Economics: Theories, Theorizing, Facts, and Policies Paperback. Transaction Publishers, 1985. 423 p.
3. Becker Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 3rd. edition. University Of Chicago Press, 1994. 244 pp. DOI: https://doi.org/10.7208/chicago/9780226041223.001.0001
4. Schultz T. Capital formation by education // Journal of Political Economy. 1960, 68 (6), 571–583. DOI: https://doi.org/10.1086/258393
5. Schultz T. W. Investment in human capital // American Economic Review. 1961, vol. 51, no. 1, pp. 1–17.
6. Gillis D. Public education as a high-yield investment: the theory of human capital in the discourse of European politics // Pedagogical Journal. 2011. 2 (2), 224–245. DOI: https://doi.org/10.2478/v10159-011-0011-3
7. Gillis D. Human Capital Theory in Education. In: Peters M. (ed.) Encyclopedia of Pedagogical Philosophy and Theory. Springer, Singapore. 2015. URL: https://doi.org/10.1007/978981-287-532-7_254-1
8. Насколько богата Россия? Комплексная оценка богатства России с 2000 по 2017 годы. Всемирный банк. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/ publication/how-wealthy-is-russia
9. Басовский Л.Е. Проблема формирования системой образования человеческого капитала России [Текст] / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская // Научные исследования и разработки. Экономика. — 2022. — № 5. С. 24–29. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9111-2022-10-5-24-29 (дата обращения: 07.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/EDEJCZ
10. Басовский Л.Е. Деградация основной функции образования как управленческая проблема [Текст] / Л.Е. Басовский // Научные исследования и разработки. Экономика. — 2023. — № 1. — С. 61–66. — DOI: https://doi. org/10.12737/2587-9111-2023-11-1-61-66 (дата обращения: 07.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/EDHISP
11. Басовская Е.Н. О влиянии образования занятых работников на экономический рост в современной России [Текст] / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский // Научные исследования и разработки. Экономика. — 2025. — № 1. С. 4–8. — DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9111-202513-1-4-8 (дата обращения: 27.06.2025). DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9111-2025-13-1-4-8; EDN: https://elibrary.ru/CICVHC
12. Басовский Л.Е. Влияние образования занятых работников на экономику современной России [Текст] / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская // Научные исследования и разработки. Экономика. — 2025. — № 1. — С. 23–27. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9111-2025-13-1-23-27 (дата обращения: 27.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/DLPGEX



