Представлена программа образовательного сопровождения и поддержки деятельности одаренных студентов. Раскрыта ее образовательная установка и результаты в овладении участниками различных компетенций. Определены основные показатели эффективности образовательного процесса сопровождения, который позволяет студенту оптимально войти в инновационную деятельность. Приведено содержание программы со структурой и тематическим планом. Освещены этапы основных мероприятий по реализации программы применительно к условиям подготовки студентов к олимпиаде. Получены данные необходимых направлений в исследовании. Работа направлена на дальнейший поиск эффективных методических систем обучения одаренных студентов компьютерной графике.
программа сопровождения, одаренные студенты, компьютерная графика, олимпиада, показатели эффективности образовательного сопровождения, тематический план, компетенции, инновационная деятельность, анализ мотивационных устремлений.
В образовательной среде достаточно часто используется так называемый «метод сопровождения», который определяется как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Чем же вызвана актуальность данного метода? Прежде всего — вызовами времени, которое востребует действительно широко образованных, творчески мыслящих специалистов, способных к разностороннему, целостному видению и анализу сложных проблем жизни и общества, а значит, и к поиску новых решений насущных проблем, готовых делать выбор в разных ситуациях. Такой подход в образовании обусловливает создание специальных форм сопровождения и поддержки образовательной деятельности молодежи [1].
В связи с этим была разработана программа сопровождения и поддержки образовательной деятельности одаренных студентов.
Цель — содействовать эффективному образовательно-профессиональному становлению студента и вхождению его в инновационную деятельность.
Задачи:
- организовывать формы, способствующие повышению включенности студентов в образовательный процесс;
- создавать условия для формирования и развития у студентов мотивации достижения успеха;
- способствовать развитию лидерства;
- стимулировать участие студентов в инновационных проектах, олимпиадах и исследовательской деятельности;
- предоставлять возможность молодым людям проявить инновационную активность в общественной жизни.
Образовательные установки программы
Инвариантная составляющая настоящей психолого-образовательной программы заключается в реализации стратегических целей актуализации инновационного потенциала и развития мотивационной готовности молодежи к инновационной деятельности:
- актуализации ценностно-смысловых оснований инновационной деятельности у участников конкурсов и олимпиад: осознание ими жизненного призвания, собственных потенциальных возможностей, главной жизненной цели — миссии (значение постановки цели, нахождение цели, ситуационный анализ, формулировка целей), рассмотрение собственных целей и субъективного качества жизни в контексте потребностей сообщества (мировых тенденций, государства, региона), осознания необходимости развития и изменения как условия, удовлетворяющего качеству жизни;
1. Белова Л.П. Образовательное сопровождение студентов в условиях реализации ФГОС-3. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2011.
2. Епишева О.Б. Технология профессионально ориентированного обучения (на основе деятельностного подхода): Учеб.-метод. пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2007.
3. Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл, 2005.
4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Родионовой, А.П. Тряпицыной. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
5. Малкова И.Ю. Ценностные основания проектирования содержания образования / Вестн. Томского гос. ун-та. 2005. № 286. С. 162-164.
6. Малкова И.Ю., Прозументова Г.Н. Проектирование в высшей школе: содержание образовательного результата / Вестник ТГПУ. 2007. Вып. 7. С. 13-18.
7. Мильман В.Э. Ситуативно-поисковые задачи как модель деятельности в решении жизненных задач // Ежегодник Рос. психол. общества. 2005. Т. 1. С. 77-80.
8. Непомнящая В.А., Богомаз С.А. Непричинные динамизирующие детерминанты успешности молодых людей в инновационной деятельности // Гуманитарные основания развития региона с высоким инновационным потенциалом: глобализация, идентификация, миграция: Материалы школы-семинара (Томск, 26 ноября - 1 декабря 2007 г.) / Под ред. О.М. Краснорядцевой и С.А. Богомаза. Томск: Дельтаплан, 2007. C. 57-62.