ПРИНЦИП ЯЗЫКОВОЙ ЭКОНОМИИ В СПОНТАННОЙ ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПАНОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ FACEBOOK, TWITTER, TUENTY)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена способам языковой экономии и фиксации приемов, характерных для устной речи, в текстах социальных сетей. Рассматривается взаимодействие устных речевых стратегий с письменным оформлением текстов в интернет-коммуникации на испанском языке. В работе выявлены основные устоявшиеся нормы графической экономии, фиксации некоторых черт устной речи и отражения на письме эмоциональной и контекстной информации. Среди выводов отмечено усиление разговорного характера текста, которое проявляется в отклонении от орфографической нормы, и стремление к экономии усилий на печать текстов, приводящее к использованию неконвенциональных орфографических знаков при написании слов.

Ключевые слова:
устная речь, письменная речь, спонтанная письменная речь, интернет-коммуникация, языковая экономия.
Текст

Традиционно в лингвистике принято рассматривать дихотомию устной и письменной речи с характерными наборами признаков для той и другой формы. Так, основными характеристиками устной речи считаются ее линейный характер и необратимость, обусловливающие то факт, что устная речь не имеет чернового варианта, менее обдуманна и подготовлена, в ней используются паравербальные средства общения (мимика, жесты, интонация, тембр).

Для письменной формы речи характерна целостность, более четкая структурированность и аргументация, следование норме, возможность вносить коррективы.

В настоящее время многие исследователи электронной коммуникации отмечают, что с появлением интернет-общения возникла новая промежуточная форма языка — письменная (точнее визуальная), по одним характеристикам, и устная — по другим. Современные исследователи отмечают в текстах интернет-коммуникации следующие признаки, характерные для письменной формы речи: оформление посредством графических знаков, визуальное восприятие текста, необязательность синхронной коммуникации, т.е. возможность делать в общении длительные паузы, возможность редактирования текстов и возможность нелинейного перемещения по тексту (гипертекстуальность). С устной речью в электронной коммуникации связаны следующие признаки: мгновенность передачи информации, возможность вести диалог или полилог онлайн, спонтанность, экспрессивность и эмоциональная насыщенность речи. Эти признаки проявляются в языковом оформлении графических текстов.

Список литературы

1. Голев Н.Д. Русская письменная разговорная речь и ее отражение в обыденном метаязыковом сознании участников виртуальной коммуникации [Текст] / Н.Д. Голев // Вестник Томского гос. ун-та. - 2013. - № 5. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-pismennaya-razgovornayarech-i-ee-otrazhenie-v-obydennom-metayazykovom-soznaniiuchastnikov-virtualnoy-kommunikatsii (дата обращения: 17.02.2015).

2. Зализняк А.А. Переписка по электронной почте как лингвистический объект [Текст] / А.А. Зализняк, И. Микаэлян. - URL: http://www.dialog-21.ru/dialog2006/materials/html/Zalizniak.htm (дата обращения 17.02.2015).

3. Лутовинова О.В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации [Текст] / О.В. Лутовинова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена: общественные и гуманитарные науки. Научный журнал. - 2008. - № 11. - С. 58-65.

4. Стернин И.А. Социальные факторы и развитие современного русского языка [Текст] / И.А. Стернин // Теоретическая и прикладная лингвистика. - Вып. 2. - Воронеж, 2000. - С. 4-16.

5. Pano Alamán A. Dialogar en la Red. La lengua española en chats, e-mails, foros y blogs, Bern: Peter Lang, 2008. 324 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?