Статья посвящена вопросам повышения эффективности международной межфирменной кооперации за счет своевременной оценки предлагаемых проектов, учета международной практики и определения их применимости на локальном рынке. В настоящее время оценка проектов, приспосабливаемых к переносу на другие рынки, проводится так же, как и для локальных проектов, что, по мнению авторов, нецелесообразно. В статье предлагается методика оценки успешности проекта для принятия решения о расширении его реализации, а также инструменты поиска возможностей адаптации к новым условиям рынка. В основе лежит предлагаемая классификация факторов адаптации на основе анализа отечественных и зарубежных разработок. Приведены результаты практического использования методики на примере проекта сотрудничества зарубежной компании и отечественных сбытовых организаций.
проект, адаптация, факторы адаптации, оценка успешности проекта, сроки, стоимость.
Важность международного сотрудничества
Согласно принятой терминологии [2; 6], международное разделение труда - это специализация стран на производстве определенных видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешевые ресурсы и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются не только собственным производством, но и посредством международной торговли [5].
Сущность промышленного сотрудничества как отношения между предприятиями различных стран, базирующееся на долговременной общности интересов [10], определена еще в 1983 г. в глоссарии Европейской экономической комиссии.
При этом промышленное сотрудничество в современных условиях нужно понимать в широком смысле - оно включает виды кооперации на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, в том числе НИОКР, производство, сбыт. Изучение статистики и статей на тему места России в международном разделении труда и международной производственной кооперации наглядно иллюстрирует активное сотрудничество России с зарубежными партнерами на множестве рынков в ряде сфер производственно-сбытовой деятельности.
1. Булатов А.Н. Место России в системе международной кооперации [Текст] / А.Н. Булатов // Экономические науки. - 2010. - № 10.
2. Диденко Н.И. Модель развития глобальной экономики [Текст] / Н.И. Диденко, А.С. Дудников // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 2.
3. Моисеева Н.К., Бадорина А.А. Адапптация бизнес-проектов и процессов к условиям локализации производства [Текст] / Н.К. Моисеева, А.А. Бадорина // Организатор производства. - 2005. - № 1.
4. Ойнер О.К. Оценка результативности маркетинга с позиций системы управления бизнесом [Текст] / О.К. Ойнер // ГУ ВШЭ «Российский журнал менеджмента». - 2008. - Т. 6. - № 2. - C. 27-46.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Текст] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.
6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / А. Смит. - М.: ЭКСМО, 2007. - 960 с.
7. Barbu C.M. Cultural adaptation of products / Ph.D. Catalin Mihail BARBU // Management & Marketing Craiova. - 2011. - № 1. - P. 105- 110.
8. Corcoran T.B. Rio Tinto Outsourcing Legal Work - What Does It Mean? / Timothy B. Corcoran. - 2009. Available at: http://www.corcoranlawbizblog.com/2009/06/rio-tintooutsourcing-legal-work-what-does-it-mean/
9. Dumitrescu L. Theglocalstrategyofglobalbrands / L. Dumitrescu, S. Vinerean // Studies in Business and Economics. - 2010. - № 3. - P. 147-155.
10. Filippi M. Industrial cooperation: definition, interest and dynamic evolution / M. Filippi // Embedded System Application. - 1997. - P. 275-285.
11. Leonidou L. Standardization versus adaptation of international marketing strategy: An integrative assessment of the empirical research / L. Leonidou, M. Theodosiou // International Business Review (Impact Factor: 1.51). - 2003. - № 2. - P. 141-171.
12. Levitt T. The Globalization of Markets / Theodor Levitt // Harvard Business Review. - 1983. - № 5. Available at: https://hbr.org/1983/05/the-globalization-of-markets
13. Temiz S. Adaptation of International Business Marketing Strategy Between Emerging Markets / S. Temiz, T. Yaroshyk // Baltic Business school at the University of Kalmar. - 2008. Available at: http://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:1302/FULLTEXT01.pdf