УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РОССИИ В РАМКАХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Анализируется процесс модернизации образования в России с 2005 по 2012 г. в контексте проблемы формирования, развития и управления интеллектуальным потенциалом подрастающего поколения. Автор акцентирует внимание на раскрытии содержания базовых принципов модернизации образования, ключевых элементов ФГОСов (федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения). На основе данных социологических опросов показана противоречивость восприятия профессиональным сообществом современного состояния образования в стране и его воздействия на развитие интеллектуального потенциала подрастающего поколения.

Ключевые слова:
модернизация образования; интеллектуальное развитие; профессиональная ориентация; знания; умения; навыки; общее образование; самореализация; социализация; совершенствование человека.
Текст

Система образования в России: современное состояние и тенденции развития

Цивилизация ХХI в. ярко и убедительно проявляет противоречивость основных тенденций своего развития. С одной стороны, во все большей степени проявляется дегуманизация человеческих отношений на всех уровнях и почти во всех сферах. С другой стороны, в современном мире, сверхсложном по своему устройству и сверхмощном по своим возможностям, возрастает значимость личности как субъекта социальных отношений.

Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI в., обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации в 2012 г. предыдущие 15—20 лет жизнь государства, общества, школы были охарактеризованы как период, когда «…были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи… и утрачены многие нравственные ориентиры… вместе с грязной водой и ребенка выплеснули» [1]. Президент признал, что влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло, поэтому нужно вернуть школе безусловную ценность, открывать кружки, секции, летние спортивные лагеря для детей [1].

Это значит, что проблема формирования здорового, воспитанного, нравственного человека, патриота своей Отчизны является первоочередной в масштабах нашей огромной страны. Органы государственной власти переключили свое внимание на самый главный ресурс государства — человеческий капитал, «вкладываться» в который необходимо с ранних лет жизни. Достижение целей постиндустриального развития экономики России невозможно без целевой реструктуризации «человеческого капитала» [2] и соответствующей модернизации российской системы образования.

В последнее десятилетие руководство Российской Федерации инициировало ряд проектов, направленных на реформирование системы образования, обеспечение учебных заведений новейшим оборудованием, современными технологиями, которые должны способствовать эффективному и прогрессивному интеллектуальному развитию подрастающего поколения.

5 сентября 2005 г. было объявлено о старте национального проекта «Образование» [3]. Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании: во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров — «точек роста» нового качества образования; во-вторых, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов [3].

Следующим шагом стало утверждение 4 февраля 2010 г. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [4]. В соответствии с этой инициативой главными задачами современной школы являются «…раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [4].

Список литературы

1. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. URL: http://минобрнауки.рф/

2. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. - 2012. - № 7. URL: http://www.rane.ru/files/pubs/rector/voprosy_ekonomiki0712.pdf

3. Приоритетный национальный проект «Образование». URL: http://old.mon.gov.ru/pro/pnpo/

4. Дмитрий Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа». URL: http://президент.рф/news/6683

5. Cправка по вопросу «О реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей». URL: http://мониторингмрсо.рф/public/docs/

6. Отдельные показатели деятельности организаций образования. URL: http://www.gks.ru/Таблица 1

7. Материалы к выступлению министра Д. Ливанова. URL: http://минобрнауки.рф/

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: http://standart.edu.ru/

9. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://минобрнауки.рф/

10. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. URL: http:// www.fcpro.ru/

11. Общественное мнение-2011. - М., 2012. URL: http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2011

12. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://old.mon.gov.ru/dok/proj/6648/

Войти или Создать
* Забыли пароль?