ВОПРОСЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ДОБЫЧИ, ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Выделена специфика современной практики регулирования отрасли в зарубежных странах, в том числе разведки, добычи и производства. Представлены характеристики развития государственного регулирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

Ключевые слова:
добыча, производство, обращение, драгоценные металлы, драгоценные камни, налоговое регулирование, стимулирование производства, аффинаж, рынок золота.
Текст

В текущих экономических условиях, связанных с резким ухудшением конъюнктуры на нефтяных рынках и санкциями, введенными в отношении России, государству необходимо принимать решения по защите и поддержке как экономики в целом, так отдельных отраслей. Эти решения должны снизить влияние негативных факторов, сократить спад производства и обеспечить экономический рост. Для обеспечения роста экономики нужен количественный и качественный рост инвестиций, стимулирование развития сферы производства. Антикризисные меры должны дополнять и расширять работу по плановому совершенствованию системы налогообложения отдельных отраслей экономики, сокращению административных барьеров для роста и развития бизнеса, применению различных стимулирующих мер. 

Все это в полной мере относится к регулированию добычи, производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней – отрасли экономики, являющей не только добывающей, но и производственной, а также экспортоориентированной.

Несмотря на то что России принадлежит одно из первых мест в мировой торговле драгоценными металлами и драгоценными камнями, условия, в которых в последнее десятилетие функционирует отрасль, не способствуют ее качественному росту. Возможно, методы и меры государственного регулирования российской промышленности драгоценных металлов и драгоценных камней нуждаются в изменениях. 

В проекте «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», представленном Министерством финансов РФ в июле 2015 г. подчеркивается: «В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования» [5]. 

В соответствии с этими тезисами налоговая политика Российской Федерации на ближайшую перспективу должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

Анализ современных тенденции государственного регулирования добычи, производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе политика в сфере налогового регулирования и стимулирования производства, является в последние годы предметом внимания специалистов. Одно из последних значительных исследований, посвященной этим проблемам, а также практике формирования и управления государственными фондами драгоценных металлов и драгоценных камней и оценке возможностей использования мирового опыта в России – монография «Государственное регулирование добычи, производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней: зарубежная практика», подготовленная авторским коллективом НИФИ Минфина России под ред. И.А. Яковлева. 

В монографии рассматривается широкий круг проблем регулирования отрасли добычи, производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. В первую очередь это проблемы государственного регулирования добычи драгоценных металлов, добычи драгоценных камней, а также аффинажного производства. Отдельное внимание уделено анализу спроса и предложения на рынках драгоценных металлов, прежде всего золотом рынке. Особое внимание уделено государственному регулированию производства и обращения алмазов и бриллиантов. Авторы рассмотрели также системы клеймения драгоценных металлов и изделий из них. Для исследования был выбран широкий круг стран: европейские, азиатские, США, Канада, страны Латинской Америки. 

Практика налогообложения и симулирования производства в Австралии, Канаде, США, КНР, Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Индии, Индонезии, Узбекистане вызывает большой интерес. Государственное регулирование в отношении добычи и производства в основном реализуется через систему налогообложения, а также предоставления льгот и субсидий предприятиям отрасли. Основные законодательные и нормативные акты, отражающие политику отдельных государств в развитии производства, регулируют отношения между государством и предприятиями отрасли, отдельными предприятиями отрасли (например, занимающимися разведкой и занимающимися добычей), трудовые и экологические вопросы. 

Регулирование отрасли связано с извлечением драгоценных металлов и драгоценных камней из недр. Уровни законодательного регулирования по вопросам недропользования зависит во многом от принятой в стране системы права. В разных странах законодательство о недропользовании устроено по-разному. Это может быть как конституция страны, так и отраслевые нормативные акты, используется также и прецедентное право. Кроме того, особое значение для регулирования процессов разведки, добычи и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней имеет и вопрос государственного устройства. В федеративных государствах (Канада, Австралия, США) действуют как законы федерации, так и законы регионов. 

В большинстве стран политику стимулирования добычи и производства проводят органы исполнительной власти (федеративного и регионального уровня), в компетенции которых находится регулирование разведки, добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней. 

Несмотря на существенное различие в нормативном регулировании процессов добычи и производства, можно выделить некоторые общие для всех подходы. Это, прежде всего, ведущая роль государства в отношениях недропользования, разрешительная система, платность и наличие системы государственного контроля. 

Отдельный вопрос – это налоговое регулирование и стимулирование производства для отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней – регулирование переработки, использования и обращения драгоценных металлов. Процесс имеет существенную специфику регулирования, прежде всего аффинажного производства, клеймения изделий из драгоценных металлов, а также торговли драгоценными металлами. 

Масштабы и особенности современного развития торговли драгоценными металлами должны найти отражение мерах по налоговому регулированию и стимулированию развития рынка. Для выработки этих мер необходим системный анализ рынка, учет основных характеристик спроса и предложения. Отдельного рассмотрения требует анализ работы биржевых, так и внебиржевых центров торговли золотом и серебром. Например, во многих странах уделяется особое внимание регулированию операций на товарных биржах: в США этим ведает комиссия по товарной фьючерсной торговле (КТФТ) [4], в Великобритании – банк Англии и Департамент торговли [7], во Франции – Комиссия по фьючерсным товарным рынкам [3]. 

Для определения тенденций в сфере производства, использования и обращения алмазов и бриллиантов главное внимание должно быть уделено системе мирового алмазного трубопровода. Для этого необходимо исследовать основные организационно-экономические характеристики функционирования мирового алмазопровода, вопросы противодействия официальных органов обороту «конфликтных» алмазов в системе мирового алмазопровода, специфику регулирования оборота алмазов и бриллиантов в сегменте алмазопровода отдельных стран, например, Австралии, Бельгии, Израиля, Индии, Китая, Вьетнама, США, Канады, Турции, Люксембурга. Отдельное внимание должно быть уделено регулированию производства синтетических алмазов.

Анализ налогового регулирования и стимулирования производства на основе исследования сферы государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней в зарубежных странах представляет интерес для подготовки концепции регулирования отрасли. Выверенные и рациональные методы и модели регулирования отрасли могут быть полезны для совершенствования отечественной практики.

Список литературы

1. Борисов С.М. Золото в современном мире [Текст] / С.М. Борисов. - М.: Наука, 2006.

2. Государственное регулирование добычи, производства, обращения драгоценных металлов и драгоценных камней: зарубежная практика [Текст] / под ред. И. А. Яковлева. - М.: Магистр: Инфра-М, 2015.

3. Денежный и Финансовый Кодекс (Monetary and Financial Code) // [Электронный ресурс] // URL: http://www.legifrance.gouv.fr/Traductions/ en_English/Legifrance_translations

4. Закон «О комиссии по товарной фьючерсной торговле» (Commodity Futures Trading Commission (CFTC) Actof 1974) [Электронный ресурс] // URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/STATUTE_88/pdf/ STATUTE_88_Pg1389.pdf

5. Проект «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» [Электронный ресурс] // URL: :http://www.minfin.ru/ru/?id_65=62450&;page_id=1&popup=Y&area_id=65

6. Чертков А.С. Институциональная экономика рынка драгоценных металлов и драгоценных камней [Текст] / А.С. Чертков. - М.: Алмазы и золото, 2009.

7. World Gold Council. Liquidity in the global gold market [Электронный ресурс] // URL: http://www.spdrgoldshar_es.com/media/GLD/ file/liquidity_in_the_global_gold_market.pdf

Войти или Создать
* Забыли пароль?