ISSUES OF TAX REGULATION AND STIMULATION OF PRODUCTION ON THE EXAMPLE OF MINING, PRODUCTION AND CIRCULATION OF PRECIOUS METALS AND PRECIOUS STONES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article gives the specificity of the modern practice of regulation of the industry in foreign countries, including exploration, extraction and production. The characteristics of state regulation of the market of precious metals and precious stones are presented.

Keywords:
extraction, production, circulation, precious metals, precious stones, tax regulation, stimulate production, refining, gold market.
Text

В текущих экономических условиях, связанных с резким ухудшением конъюнктуры на нефтяных рынках и санкциями, введенными в отношении России, государству необходимо принимать решения по защите и поддержке как экономики в целом, так отдельных отраслей. Эти решения должны снизить влияние негативных факторов, сократить спад производства и обеспечить экономический рост. Для обеспечения роста экономики нужен количественный и качественный рост инвестиций, стимулирование развития сферы производства. Антикризисные меры должны дополнять и расширять работу по плановому совершенствованию системы налогообложения отдельных отраслей экономики, сокращению административных барьеров для роста и развития бизнеса, применению различных стимулирующих мер. 

Все это в полной мере относится к регулированию добычи, производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней – отрасли экономики, являющей не только добывающей, но и производственной, а также экспортоориентированной.

Несмотря на то что России принадлежит одно из первых мест в мировой торговле драгоценными металлами и драгоценными камнями, условия, в которых в последнее десятилетие функционирует отрасль, не способствуют ее качественному росту. Возможно, методы и меры государственного регулирования российской промышленности драгоценных металлов и драгоценных камней нуждаются в изменениях. 

В проекте «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», представленном Министерством финансов РФ в июле 2015 г. подчеркивается: «В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования» [5]. 

В соответствии с этими тезисами налоговая политика Российской Федерации на ближайшую перспективу должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

Анализ современных тенденции государственного регулирования добычи, производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе политика в сфере налогового регулирования и стимулирования производства, является в последние годы предметом внимания специалистов. Одно из последних значительных исследований, посвященной этим проблемам, а также практике формирования и управления государственными фондами драгоценных металлов и драгоценных камней и оценке возможностей использования мирового опыта в России – монография «Государственное регулирование добычи, производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней: зарубежная практика», подготовленная авторским коллективом НИФИ Минфина России под ред. И.А. Яковлева. 

В монографии рассматривается широкий круг проблем регулирования отрасли добычи, производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. В первую очередь это проблемы государственного регулирования добычи драгоценных металлов, добычи драгоценных камней, а также аффинажного производства. Отдельное внимание уделено анализу спроса и предложения на рынках драгоценных металлов, прежде всего золотом рынке. Особое внимание уделено государственному регулированию производства и обращения алмазов и бриллиантов. Авторы рассмотрели также системы клеймения драгоценных металлов и изделий из них. Для исследования был выбран широкий круг стран: европейские, азиатские, США, Канада, страны Латинской Америки. 

Практика налогообложения и симулирования производства в Австралии, Канаде, США, КНР, Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Индии, Индонезии, Узбекистане вызывает большой интерес. Государственное регулирование в отношении добычи и производства в основном реализуется через систему налогообложения, а также предоставления льгот и субсидий предприятиям отрасли. Основные законодательные и нормативные акты, отражающие политику отдельных государств в развитии производства, регулируют отношения между государством и предприятиями отрасли, отдельными предприятиями отрасли (например, занимающимися разведкой и занимающимися добычей), трудовые и экологические вопросы. 

Регулирование отрасли связано с извлечением драгоценных металлов и драгоценных камней из недр. Уровни законодательного регулирования по вопросам недропользования зависит во многом от принятой в стране системы права. В разных странах законодательство о недропользовании устроено по-разному. Это может быть как конституция страны, так и отраслевые нормативные акты, используется также и прецедентное право. Кроме того, особое значение для регулирования процессов разведки, добычи и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней имеет и вопрос государственного устройства. В федеративных государствах (Канада, Австралия, США) действуют как законы федерации, так и законы регионов. 

В большинстве стран политику стимулирования добычи и производства проводят органы исполнительной власти (федеративного и регионального уровня), в компетенции которых находится регулирование разведки, добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней. 

Несмотря на существенное различие в нормативном регулировании процессов добычи и производства, можно выделить некоторые общие для всех подходы. Это, прежде всего, ведущая роль государства в отношениях недропользования, разрешительная система, платность и наличие системы государственного контроля. 

Отдельный вопрос – это налоговое регулирование и стимулирование производства для отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней – регулирование переработки, использования и обращения драгоценных металлов. Процесс имеет существенную специфику регулирования, прежде всего аффинажного производства, клеймения изделий из драгоценных металлов, а также торговли драгоценными металлами. 

Масштабы и особенности современного развития торговли драгоценными металлами должны найти отражение мерах по налоговому регулированию и стимулированию развития рынка. Для выработки этих мер необходим системный анализ рынка, учет основных характеристик спроса и предложения. Отдельного рассмотрения требует анализ работы биржевых, так и внебиржевых центров торговли золотом и серебром. Например, во многих странах уделяется особое внимание регулированию операций на товарных биржах: в США этим ведает комиссия по товарной фьючерсной торговле (КТФТ) [4], в Великобритании – банк Англии и Департамент торговли [7], во Франции – Комиссия по фьючерсным товарным рынкам [3]. 

Для определения тенденций в сфере производства, использования и обращения алмазов и бриллиантов главное внимание должно быть уделено системе мирового алмазного трубопровода. Для этого необходимо исследовать основные организационно-экономические характеристики функционирования мирового алмазопровода, вопросы противодействия официальных органов обороту «конфликтных» алмазов в системе мирового алмазопровода, специфику регулирования оборота алмазов и бриллиантов в сегменте алмазопровода отдельных стран, например, Австралии, Бельгии, Израиля, Индии, Китая, Вьетнама, США, Канады, Турции, Люксембурга. Отдельное внимание должно быть уделено регулированию производства синтетических алмазов.

Анализ налогового регулирования и стимулирования производства на основе исследования сферы государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней в зарубежных странах представляет интерес для подготовки концепции регулирования отрасли. Выверенные и рациональные методы и модели регулирования отрасли могут быть полезны для совершенствования отечественной практики.

References

1. Borisov S.M. Zoloto v sovremennom mire [Tekst] / S.M. Borisov. - M.: Nauka, 2006.

2. Gosudarstvennoe regulirovanie dobychi, proizvodstva, obrashcheniya dragotsennykh metallov i dragotsennykh kamney: zarubezhnaya praktika [Tekst] / pod red. I. A. Yakovleva. - M.: Magistr: Infra-M, 2015.

3. Denezhnyy i Finansovyy Kodeks (Monetary and Financial Code). [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/Traductions/ en_English/Legifrance_translations

4. Zakon «O komissii po tovarnoy f´yuchersnoy torgovle» (Commodity Futures Trading Commission (CFTC) Actof 1974) [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/STATUTE_88/pdf/ STATUTE_88_Pg1389.pdf

5. Proekt «Osnovnye napravleniya nalogovoy politiki Rossiyskoy Federatsii na 2016 god i na planovyy period 2017 i 2018 godov» [Elektronnyy resurs]. URL: :http://www.minfin.ru/ru/?id_65=62450&;page_id=1&popup=Y&area_id=65

6. Chertkov A.S. Institutsional´naya ekonomika rynka dragotsennykh metallov i dragotsennykh kamney [Tekst] / A.S. Chertkov. - M.: Almazy i zoloto, 2009.

7. World Gold Council. Liquidity in the global gold market [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.spdrgoldshar_es.com/media/GLD/ file/liquidity_in_the_global_gold_market.pdf

Login or Create
* Forgot password?