ИЗУЧЕНИЕ ЗАИМСТВОВАННОЙ ЛЕКСИКИ НА ТЕКСТОВОЙ ОСНОВЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: ИТОГИ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена особенностям работы с заимствованной лексикой в школьном курсе русского языка в свете новых требований к результатам обучающихся, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Описана модульная система уроков по изучению иноязычных слов на текстовой основе, ориентированных на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Модули включают в себя уроки по изучению заимствований в русле лингвокультурологического подхода, который предполагает выход через анализ явлений языка на уровень культуры и способствует осознанию учащимися языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, пониманию взаимосвязи языка и истории народа, а также адекватной оценке учениками иноязычных слов, их места и роли в современном русском языке. Представлена также Программа экспериментального обучения для учащихся по внедрению модульной системы культуроориентированных уроков по изучению заимствованных слов и приведены данные формирующего эксперимента.

Ключевые слова:
урок русского языка, заимствованные слова, текст, лингвокультурологический подход, формирующий эксперимент, личностные, метапредметные и предметные результаты, ФГОС ОО.
Текст

Новые требования к результатам обучающихся, зафиксированные в Федеральном государственном образовательном стандарте, дают возможность по-другому взглянуть на содержание обучения русскому языку в школе, в том числе и на работу с заимствованной лексикой. 

Без иноязычных слов невозможно представить речь современного человека, так как ежедневный приход в нашу жизнь новых предметов, явлений, реалий требует осмысления и называющих их новых слов. Успеть за этим процессом — освоить заимствования и их значения — трудно даже взрослому человеку, а что же делать ребенку, чтобы разобраться и не запутаться в нескончаемом потоке заимствований? Как помочь ему сориентироваться при выборе того или иного слова? Как воспитать отношение к родному языку? Как своевременно способствовать тому, чтобы школьник не отдавал предпочтение иноязычному слову, ошибочно уверяясь в том, что таким образом приобщается к другой культуре, стилю жизни?

Список литературы

1. Глебова З.В. Учебный модуль «Заимствованные слова, или Русский язык берет на работу “пришельцев”» [Текст] / З.В. Глебова // Русский язык в школе. - 2012. - № 7. - С. 33-39; № 8. - С. 31-33.

2. Глебова З.В. Учебный модуль «Особенности употребления заимствованных слов в текстах разных стилей» [Текст] / З.В. Глебова // Русский язык в школе. - 2014. - № 1. - С. 33-39; № 2. - С. 17-20; № 3. - С. 32-34.

3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка [Текст] / А.Д. Дейкина. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.

4. Левушкина О.Н. Учебный модуль для старших классов «Роль заимствованной лексики в современном русском языке» [Текст] / О.Н. Левушкина, З.В. Глебова // Русский язык в школе. - 2010. - № 8. - С. 40-46; № 9. - С. 34-37; № 10. - С. 35-38.

5. Левушкина О.Н. О культурологических, культуроведческих и лингвокультурологических понятиях в методике обучения русскому языку [Текст] / О.Н. Левушкина // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 3. - С. 152-160.

6. Левушкина О.Н. Диагностика уровня понимания учащимися художественных текстов при обучении русскому языку [Электронный ресурс] / О.Н. Левушкина // Проблемы современного образования. - 2013. - № 1. - С. 159-181. - http://www.pmedu.ru

7. Левушкина О.Н. Методическая интерпретация лингвокультурологических характеристик текста на уроках русского языка [Текст] / О.Н. Левушкина / О.Н. Левушкина; науч. ред. проф. А.Д. Дейкина. - Ульяновск: УлГТУ, 2013. - 316 с.

8. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высших пед. учеб. заведений [Текст] / М.Т. Баранов [и др.]; под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2000.

9. ФГОС ОО 2010: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Проект. - М., 2010 [Электронный ресурс] // http:// standart.edu.ru/

Войти или Создать
* Забыли пароль?