Мировое сообщество все отчетливее осознает огромную социальную значимость раннего обучения и воспитания детей, потребность в регулирующей роли государства в осуществлении комплекса услуг, обеспечивающих их обучение, здоровье и развитие.
система дошкольного образования; раннее обучение; рынок услуг дошкольного воспитания и образования; роль государства; европейская практика; «Московское образование».
Система дошкольного образования в России: цели и тенденции развития
В современной России развитие дошкольного образования в значительной мере обусловлено демографическими процессами. В первом полугодии 2012 г. рождаемость в стране увеличилась на 7,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, или на 63,2 тыс. детей.
Государством сформулирована стратегическая цель развития системы дошкольного образования — обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования, равных возможностей его получения и повышение качества. Одним из основных документов, определяющих перспективы развития системы образования на период до 2020 г., стал Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», подписанный 7 мая 2012 г. [4].
Исходя из данного документа, к 2016 г. в стране предстоит обеспечить 100%-ю доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, предусмотрев при этом расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных учреждениях.
Следует особо подчеркнуть, что усилия российского руководства и педагогической общественности в этой сфере коррелируются с деятельностью других стран мира и во многом опережают ее по темпам и качеству исполнения. Мировое сообщество все отчетливее осознает огромную социальную значимость раннего обучения и воспитания детей. От того, как выстраивается система воспитания и обучения малыша, осуществляется комплекс услуг, обеспечивающий его здоровье и развитие, зависит в целом благополучие нового поколения, будущее страны и мира.
В 1998—2004 гг. группа международных экспертов исследовала услуги дошкольного воспитания и образования в двадцати богатых странах. По итогам был подготовлен двухтомный обзорный доклад (Сильный старт I и II) [1], выводы и рекомендации которого не утратили актуальности и сегодня.
Практически повсеместно рыночные условия предоставления услуг для детей младшего возраста имеют как преимущества, так и недостатки. Например, рыночные условия позволяют откликаться на спрос более оперативно, чем государство, в краткосрочной перспективе обходятся государству дешевле, при этом рынок часто становится источником новых идей, но рыночные услуги зачастую более низкого качества, а воспитатели часто не получают должной подготовки и поддержки, их сложнее контролировать.
Роль государства в развитии системы дошкольного образования
В государственном секторе, к сожалению, действует та же рыночная логика, направленная на извлечение прибыли: зарплаты сотрудникам снижают, число детей в группах растет, помещения и оборудование не соответствуют должному уровню. Негативные тенденции рыночного подхода в сфере ухода за детьми проявляются в пренебрежении значимыми общественными целями, такими как здоровье детей, детская бедность, равенство для женщин. Поэтому детские сады и центры по уходу за детьми, как правило, сконцентрированы в зажиточных районах, что не обеспечивает справедливого доступа к этим услугам.
Вмешательство государства необходимо, считают зарубежные эксперты [1], чтобы обеспечить справедливый доступ к этим услугам и их высокое общее качество, а также достичь значимых общественных целей. Так, исследование доступности дошкольного образования в США в зависимости от уровня доходов семьи показало, что чем выше доход семьи, тем доступнее для детей дошкольные воспитательные учреждения и услуги. Если доход семьи колеблется около 10 тыс. долл., детские сады посещают лишь 35% детей. При среднем ежегодном доходе в 54,8 тыс. долл. дошкольным образованием охвачено около 40% детей, а если доход семьи превышает 120—150 тыс. долл., то свыше 60%.
1. Беннет Д. Зернышко, спящее в земле: роль государства в системе дошкольного образования // Этнодиалоги: альманах. - 2009. - № 1.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Национальный проект «Образование»: оценки экспертов и позиция населения. - М.: ЦСП, 2008.
3. Ларионова О. Воспитание и образование детей младшего возраста в Москве // Этнодиалоги: альманах . - 2009. - № 1.
4. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г.
5. Обеспечение местами в детских дошкольных образовательных учреждениях в городах Центра и Северо-Запада России // Муниципальная власть. - 2012. - № 9-10.
6. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. - 2012. - 13 февраля.
7. Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы. - Вып. 33. - М., 2012.
8. Рыбникова И. Дети, здоровье и дороги: 7 приоритетов нового главы Подмосковья // Российская газета. - 2012. - 29 ноября.
9. Этнодиалоги: альманах. - 2009. - № 1.