СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ИНЫХ ПРОЕКТОВ В TELEGRAM: ВЗАИМОЦИТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется пул образовательных общественно-политических каналов на платформе Telegram с целью визуализации структуры сетевого взаимодействия и выявления особенностей их внутрисетевой коммуникации. Для проведения исследования были использованы качественные методы анализа, которые позволили рассмотреть и проанализировать образовательные общественно-политические и иные проекты в Телеграм с разных сторон, а также метод кейс-стади. Эмпирической базой исследования выступили 50 каналов мессенджера Telegram, основой анализа которых послужило взаимное цитирование, что выявило сообщества, отражающие наиболее успешно продвигаемые каналы. Практическая значимость исследования состоит в авторских рекомендациях новостным, научно-популярным и развлекательным общественно-политическим и иным телеграм-каналам, которые направлены на расширение ими своей аудитории. В качестве выводов авторы отмечают, что на основе цитирования друг друга рассматриваемые каналы образуют сообщества, которые формируются в соответствии с тематическим контентом: общеобразовательные, политологические, просветительские, исторические, международные, гуманитарные, литературные, сообщества, нацеленные на профессиональный рост, а также анонсирующие мероприятия и гранты. Анализируя крупные узлы сети, авторы отмечают, что большинство каналов созданы для продвижения одного главного проекта. Сети сообществ имеют часто децентрализованную структуру, что говорит о низком уровне взаимодействия с другим проектами, но есть часть проектов, которые сотрудничают друг с другом, тем самым занимая центральные позиции в сети (РСМД, ПостНаука).

Ключевые слова:
сетевой подход, политологические Телеграмм-сообщества, социальные сети, общественно-политические Telegram-каналы, Telegram каналы, узлы
Список литературы

1. Алексеев Д.В., Копылова П.С. Группы в социальных сетях как способ формирования сообщества молодых политологов: опыт дискурс-анализа // Политическая наука. – 2020. – № 1. – С. 281-304. DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2020.01.11; EDN: https://elibrary.ru/XXWMJO

2. Алексеев Д.В., Копылова П.С. Группы «ВKонтакте» как проводник политологического знания: кейс «Political science library» // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2020б . – Т. 10. – № 3. – С. 113-121. – DOI:https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-3-113-121. EDN: https://elibrary.ru/FSZRCP

3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. – М.: Высшая Школа Экономики (ВШЭ), 2000. – 609 с.

4. Носовец С.Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. – 2016. – № 4 (10). – С. 39-47. EDN: https://elibrary.ru/XQTZRJ

5. Романов И.Б. Образовательные проекты в вузе // Интеграция образования. – 2003. – № 1. – С. 43-46. EDN: https://elibrary.ru/PJOOMZ

6. Серкина Н.Е. Понятие сетевого общества М. Кастельса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – №2. – С. 161-169. DOI: https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-12017; EDN: https://elibrary.ru/XMZCQZ

7. Сморгунов Л.В., Шерстобитов А.С. Политические сети: Теория и методы анализа. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014. – 320 с.

8. Сообщество молодых политологов: Сетевой анализ: коллективная монография (авт. колл.: И.А. Помигуев, Д.В. Алексеев, П.С. Копылова и др.; отв. ред. И.А. Помигуев). М.: Аспект Пресс, 2021.– 324 с.

9. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб.: Наука, 2001.

10. Чекушкина Е.Н. Коммуникативная теория Ю. Хабермаса и культура информационного общества // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №1. – С. 25-27. EDN: https://elibrary.ru/RVQDKH

11. Latour B. Reassembling the Social. An Introduction to Actor-Network-Theory. – Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2005. – P. 128-129. DOI: https://doi.org/10.1093/oso/9780199256044.001.0001

Войти или Создать
* Забыли пароль?