Целью данной статьи является исследование искусственного интеллекта и больших языковых моделей как инструмента политических коммуникаций в избирательном процессе. Методами исследования стали дискурс-анализ научных проблем академических исследований, связанных с рисками и перспективами применения больших языковых моделей в политической сфере, сравнительный анализ и метод прогнозного сценарирования. Теоретическая значимость работы состоит в уточнении и расширении представлений о роли искусственного интеллекта и больших языковых моделей в обеспечении цифрового суверенитета России. Практическая значимость исследования состоит в обогащении новым знанием теории информационного общества о характере влияния русскоязычных языковых моделей на современные политические коммуникации и электоральное поведение. Автор приходит к выводам о том, что: 1) создание ИИ-ассистента наблюдателя позволит человеку избавиться от рутинной работы с избирательным законодательством и электоральной статистикой, освободив время для качественных исследований путём личных интервью с кандидатами, избирателями и общественными деятелями для формулирования объективных выводов; 2) большие языковые модели можно применять для объяснения политических процессов с целью вовлечения граждан в конвенциональное политическое участие, но разработчикам российских больших языковых моделей необходимо пересмотреть свои подходы к ограничениям на политические темы, чтобы обеспечить защиту информационного пространства для независимого демократического развития России. Обобщая результаты исследования, автор выделил шесть общих принципов составления качественного текстового запроса, что способствует развитию теории политического промтинга.
искусственный интеллект, большие языковые модели, выборы, избирательный процесс, общественное мнение, коммуникации, промтинг
1. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Нарбут Н.П., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2024. - Т. 24. - № 2. - С. 335–353. DOI:https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-2-335-353. EDN: https://elibrary.ru/OAUOBU
2. Алферьева-Термсикос В.Б. Промт-инжиниринг как стратегия формирования информационной культуры обучающихся // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2024. - № 9. - С. 10–15. DOI:https://doi.org/10.24412/2500-1000-2024-9-1-10-15. EDN: https://elibrary.ru/UUEFYE
3. Бажанов В.А. Искусственный интеллект, технологии Big Data (больших данных) и особенности современного политического процесса // Философия. Журнал Высшей школы экономики. - 2023. - Т. 7. - № 3. - С. 193–210. DOI:https://doi.org/10.17323/2587–8719–2023–3–193–210. DOI: https://doi.org/10.17323/2587-8719-2023-3-193-210; EDN: https://elibrary.ru/ODGTJO
4. Бобровская О.А. Правовые аспекты использования искусственного интеллекта для создания агитационных материалов в политических кампаниях // Евразийская адвокатура. 2024. - № 3. - С. 134–138. DOI: https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2024_68_3_134. EDN: https://elibrary.ru/JSWUYE
5. Володенков С.В., Федорченко С.Н. Суверенизация цифровых общественно-политических коммуникаций: анализ академического дискурса // Дискурс-Пи. - 2024. - Т. 21. - № 4. - С. 26–47. DOI: https://doi.org/10.17506/18179568_2024_21_4_26. EDN: https://elibrary.ru/MOHQWW
6. Корчак А.Э., Хавенсон Т.Е. Понятие «качество» в высшем образовании: от офлайн к онлайн-формату // Высшее образование в России. - 2024. - Т. 33. - № 1. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-9-27. EDN: https://elibrary.ru/HVMRBG
7. Кузнецов А.Г. Туманности нейросетей: «черные ящики» технологий и наглядные уроки непрозрачности алгоритмов // Социология власти. - 2020. - № 2. - С. 157–182. DOI:https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-2-157-182. EDN: https://elibrary.ru/OJYPQZ
8. Лягошина Т.В. Большие языковые модели: влияние на публичный дискурс и общество в целом // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2024. - № 79. - С. 111–124. DOI:https://doi.org/10.17223/1998863Х/79/11. DOI: https://doi.org/10.17223/1998863X/79/11; EDN: https://elibrary.ru/IJSANB
9. Назаров Д.М., Бегичева С.В. Применение больших языковых моделей в образовательном процессе // Бизнес. Образование. Право. - 2024. - № 3(68). - С. 430–436. DOI:https://doi.org/10.25683/VOLBI.2024.68.1057. EDN: https://elibrary.ru/EGTHFW
10. Попова И.М. Регулирование цифровых платформ в Бразилии: политический контекст согласования новых законов // Вестник международных организаций. - 2024. - Т. 19. - № 2. - C. 93–109. DOI:https://doi.org/10.17323/1996-7845-2024-02-05. EDN: https://elibrary.ru/OSHKQE
11. Субботина М.В. Искусственный интеллект и высшее образование — враги или союзники // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2024. - Т. 24. - № 1. - C. 176–183. DOI:https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-176-183. EDN: https://elibrary.ru/XUUYTG
12. Сысоев П.В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. - 2024. - Т. 33. - № 2. - С. 31–53. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53. EDN: https://elibrary.ru/VTAIUO
13. Федоров В.И. Отражение цифровизации политических процессов в российских научных публикациях // Российский социально-гуманитарный журнал. - 2025. - № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru DOI: https://doi.org/10.18384/2224-0209-2025-1-1519. EDN: https://elibrary.ru/FZGCCO
14. Яманова О.А. Применение искусственного интеллекта в политике: кейс-анализ в различных странах // Социально-гуманитарные знания. -2024. - № 10. - С. 287–293. EDN: https://elibrary.ru/QNQQCJ
15. Янковский Р.М. Способен ли искусственный интеллект написать статью в юридический журнал? // Закон. - 2023. - № 3. - С. 126–133. EDN: https://elibrary.ru/LKSWUJ DOI:https://doi.org/10.37239/0869-4400-2023-20-3-126-133.
16. Bannerman S. Platform imperialism, communications law and relational sovereignty // New Media & Society. 2024. I. 26(4), pp. 1816–1833. DOI: https://doi.org/10.1177/14614448221077284.
17. Karp A., Zamiska N. The Technological Republic: Hard Power, Soft Belief and the Future of the West. Crown, 2025. - 320 p.
18. Nguyen A., Hong Y., Dang B., Huang X. Human-AI collaboration patterns in AI-assisted academic writing // Studies in Higher Education. 2024. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2024.2323593.
19. O’Dea X. Generative AI: Is it a paradigm shift for higher education? // Studies in Higher Education. 2024. DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.1080/03075079.2024.2332944.
20. Zhang C., Morris C. Borders, bordering and sovereignty in digital space // Territory, Politics. Governance. 2023. I. 11 (6), pp. 1051–1058. DOI: https://doi.org/10.1080/21622671.2023.2216737. EDN: https://elibrary.ru/WKBZJI



