ПРОБЛЕМНЫЕ КЛАСТЕРЫ ОПЛАТЫ ТРУДА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НЕРАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Выявлены проблемные кластеры оплаты труда в Российской Федерации. Определена социально -экономическая структура наемных работников. Произведено определение масштабов недооценивания уровня оплаты труда работников с учетом демографического состава их семей. Предложены пути и меры повышения заработной платы.

Ключевые слова:
Заработная плата, потребительские бюджеты населения, иждивенческая нагрузка, социально-экономическая структура наемных работников, полная семья с двумя работниками и двумя детьми
Текст

В трудовых законодательствах стран центральную роль играют вопросы регулирования оплаты труда. В России в этой области накопилось много нерешенных вопросов, как в законодательных актах, так и в практике их реализации.

Сформулируем некоторые важные проблемы и возможные пути их решения:

  1. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в российском Трудовом Кодексе (ТК) не определен как тариф оплаты работника за выполнение нормы труда. В его величину включены также стимулирующие и компенсационные выплаты, что противоречит сути этого трудового стандарта. Более того, трактовка МРОТ в ТК представлена так, как будто он является не трудовым стандартом, а социальной выплатой. На протяжении всего постсоветского периода МРОТ ни разу не устанавливался на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМт). В 2014 г. его величина составит, примерно, 65% от ПМт. Это противоречит ТК, в котором четко записано, что размер МРОТ не может быть установлен ниже ПМт. Считаем также необходимым подчеркнуть, что, будучи трудовым нормативом, размер МРОТ должен учитывать и иждивенческую нагрузку работника, т.е. позволять решать вопросы создания и планирования семьи. Это означает, что его размер необходимо устанавливать выше ПМт в зависимости от того, какие расходы учитываются в МРОТ на содержание детей.
  2. Научно не обоснованы размеры базовых тарифных ставок и окладов в профессиональных квалификационных группах, предусмотренные ТК для работников бюджетной сферы. В соответствующей статье ТК лишь определено, что их уровень не может быть ниже МРОТ, уставовленной в соответствующем регионе. Следствием этого является низкий уровень базовых ставок и окладов. В них не учитывается класс условий труда работников по видам экономической деятельности и другие факторы, объективно влияющие на их размеры. Считаем, что размеры базовых тарифных ставок и окладов надо формировать на основе социально-приемлемых (восстановительных) потребительских бюджетов работников основных профессий соответствующих отраслей, учитывающих стоимость жизни в регионах расположения организаций, и разработанных с учетом класса условий труда и иждивенческой нагрузки работников. Во ВЦУЖ разработаны и верифицированы т.н. отраслевые социальные стандарты оплаты труда (ОССОТ) для работников базовых (основных) профессий отраслей. Они могли бы лежать в основе определения базовых ставок и окладов. Эти разработки, позволяют учесть тяжесть и напряженность труда работников, уровень их квалификации, иждивенческую нагрузку и территориальное размещение предприятий.
  3. Из расчетов ВЦУЖ вытекает, что, с учетом особенностей труда по отдельным видам экономической деятельности, базовые ставки и оклады работникам бюджетной сферы необходимо повысить от 3 - до 7 раз по сравнению с ныне установленными. [1]

Следствием нерешенности этих вопросов, а также регулирования соотношений между постоянной и переменной частями заработной платы, является большое отставание в оплате труда учителей, врачей, работников культуры и др. основных профессий в отраслях бюджетной сферы от оплаты труда во внебюджетной сфере и от стандартов достойной оплаты труда. Именно вследствие этого Президентом РФ в 2012 году

Список литературы

1. Качество и уровень жизни населения в новой России (1991-2005гг.). Бобков В.Н. (руководитель авторского коллектива), Горлов И.С., Гулюгина А.А. и др.- М.: ВЦУЖ, 2007, ее. 675-684.

2. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.»

3. Одинцова Е.В. Социально-экономические основы выявления среднего класса среди работающих по найму. Автореферат диссертации, представленной на соискание ученой степени кэ.н. М.: ВЦУЖ,2013

4. Бобков В.Н., Вередюк О.В. Неравенство уровня жизни населения в России: внутренний и международный контексты (начало 90-х - 2000-е годы). Экономика региона.№3, 2013.

5. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.»

6. Бобков В.Н. «Переход на рынке труда молодых мужчин и женщин в Российской Федерации» Доклад для МОТ (предварительная версия), 2013 г.

7. Бобков В.Н., Вередюк О.В. Влияние неустойчивости занятости на социально-экономическое положение наемных работников: взгляд на Россию. Экономика региона, 2003 г., №4

8. Бобков В.Н., Гулюгина А.А. Мониторинг доходов и уровня жизни (июль-сентябрь 2013г.). Уровень жизни населения регионов России. М.: ВЦУЖ, 2013, № 10.

Войти или Создать
* Забыли пароль?