PROBLEM CLUSTERS OF REMUNERATION AND THEIR IMPACT ON INEQUALITY OF SOCIO-ECONOMIC POSITION OF WORKERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
There are problematic clusters of remuneration in the Russian Federation in the article. The authors define the socio-economic structure of employees. The authors produced scoping of underestimation of level of payment for labour with regard to the demographic composition of their families. Ways and measures to increase wages are offered.

Keywords:
Wages, consumer budgets of the population, number of dependants, socio-economic structure of employees, full family with two employees and two children
Text

В трудовых законодательствах стран центральную роль играют вопросы регулирования оплаты труда. В России в этой области накопилось много нерешенных вопросов, как в законодательных актах, так и в практике их реализации.

Сформулируем некоторые важные проблемы и возможные пути их решения:

  1. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в российском Трудовом Кодексе (ТК) не определен как тариф оплаты работника за выполнение нормы труда. В его величину включены также стимулирующие и компенсационные выплаты, что противоречит сути этого трудового стандарта. Более того, трактовка МРОТ в ТК представлена так, как будто он является не трудовым стандартом, а социальной выплатой. На протяжении всего постсоветского периода МРОТ ни разу не устанавливался на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМт). В 2014 г. его величина составит, примерно, 65% от ПМт. Это противоречит ТК, в котором четко записано, что размер МРОТ не может быть установлен ниже ПМт. Считаем также необходимым подчеркнуть, что, будучи трудовым нормативом, размер МРОТ должен учитывать и иждивенческую нагрузку работника, т.е. позволять решать вопросы создания и планирования семьи. Это означает, что его размер необходимо устанавливать выше ПМт в зависимости от того, какие расходы учитываются в МРОТ на содержание детей.
  2. Научно не обоснованы размеры базовых тарифных ставок и окладов в профессиональных квалификационных группах, предусмотренные ТК для работников бюджетной сферы. В соответствующей статье ТК лишь определено, что их уровень не может быть ниже МРОТ, уставовленной в соответствующем регионе. Следствием этого является низкий уровень базовых ставок и окладов. В них не учитывается класс условий труда работников по видам экономической деятельности и другие факторы, объективно влияющие на их размеры. Считаем, что размеры базовых тарифных ставок и окладов надо формировать на основе социально-приемлемых (восстановительных) потребительских бюджетов работников основных профессий соответствующих отраслей, учитывающих стоимость жизни в регионах расположения организаций, и разработанных с учетом класса условий труда и иждивенческой нагрузки работников. Во ВЦУЖ разработаны и верифицированы т.н. отраслевые социальные стандарты оплаты труда (ОССОТ) для работников базовых (основных) профессий отраслей. Они могли бы лежать в основе определения базовых ставок и окладов. Эти разработки, позволяют учесть тяжесть и напряженность труда работников, уровень их квалификации, иждивенческую нагрузку и территориальное размещение предприятий.
  3. Из расчетов ВЦУЖ вытекает, что, с учетом особенностей труда по отдельным видам экономической деятельности, базовые ставки и оклады работникам бюджетной сферы необходимо повысить от 3 - до 7 раз по сравнению с ныне установленными. [1]

Следствием нерешенности этих вопросов, а также регулирования соотношений между постоянной и переменной частями заработной платы, является большое отставание в оплате труда учителей, врачей, работников культуры и др. основных профессий в отраслях бюджетной сферы от оплаты труда во внебюджетной сфере и от стандартов достойной оплаты труда. Именно вследствие этого Президентом РФ в 2012 году

References

1. Kachestvo i uroven´ zhizni naseleniya v novoy Rossii (1991-2005gg.). Bobkov V.N. (rukovoditel´ avtorskogo kollektiva), Gorlov I.S., Gulyugina A.A. i dr.- M.: VTsUZh, 2007, ee. 675-684.

2. Rasporyazhenie Pravitel´stva RF ot 26 noyabrya 2012 g. № 2190-r «O programme poetapnogo sovershenstvovaniya sistemy oplaty truda v gosudarstvennykh (munitsipal´nykh) uchrezhdeniyakh na 2012-2018 gg.»

3. Odintsova E.V. Sotsial´no-ekonomicheskie osnovy vyyavleniya srednego klassa sredi rabotayushchikh po naymu. Avtoreferat dissertatsii, predstavlennoy na soiskanie uchenoy stepeni ke.n. M.: VTsUZh,2013

4. Bobkov V.N., Veredyuk O.V. Neravenstvo urovnya zhizni naseleniya v Rossii: vnutrenniy i mezhdunarodnyy konteksty (nachalo 90-kh - 2000-e gody). Ekonomika regiona.№3, 2013.

5. Rasporyazhenie Pravitel´stva RF ot 26 noyabrya 2012 g. № 2190-r «O programme poetapnogo sovershenstvovaniya sistemy oplaty truda v gosudarstvennykh (munitsipal´nykh) uchrezhdeniyakh na 2012-2018 gg.»

6. Bobkov V.N. «Perekhod na rynke truda molodykh muzhchin i zhenshchin v Rossiyskoy Federatsii» Doklad dlya MOT (predvaritel´naya versiya), 2013 g.

7. Bobkov V.N., Veredyuk O.V. Vliyanie neustoychivosti zanyatosti na sotsial´no-ekonomicheskoe polozhenie naemnykh rabotnikov: vzglyad na Rossiyu. Ekonomika regiona, 2003 g., №4

8. Bobkov V.N., Gulyugina A.A. Monitoring dokhodov i urovnya zhizni (iyul´-sentyabr´ 2013g.). Uroven´ zhizni naseleniya regionov Rossii. M.: VTsUZh, 2013, № 10.

Login or Create
* Forgot password?