ПСИХОЛОГИЯ ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОЛГАХ И КРЕДИТАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию феномена долгового и кредитного поведения в контексте обыденных представлений. Проводится анализ статистических данных о современных тенденциях кредитного и долгового поведения. Выделяются экономические, социально-психологические факторы и механизмы долгового поведения. Отмечается особое влияние установок постиндустриального общества на кредитное поведение. Отдельно рассматривается проблема различий в восприятии институционального вида займа (кредита) и неинституционального вида займа (долга). Приводятся результаты исследования, свидетельствующие о том, что имеется сдвиг к риску в ситуации, когда речь идет о долге, и в обыденном представлении понятие долга в большей степени связано с возможностью невозврата денежных средств, чем понятие кредита. Указывается, что на появление индивидуальных долгов существенное влияние оказывает фактор внедрения пластиковых денег, что способствует снижению критичности при совершении покупок в кредит.Выделены возрастные, гендерные и профессиональные характеристики, влияющие на представления о долгах. Рассмотрена взаимосвязь представ- лений о долгах и кредитах с индивидуально-психологическими особенностями. Отмечено влияние рамочных эффектов и прокрастинации как важных механизмов образования проблемных долгов. Неопределенность сроков и их отдаленность от настоящего момента времени увеличивает вероятность невыплаты долга.

Ключевые слова:
психология должника,долговое поведение, кредитное поведение, институциональный заем, экономические факторы, социально-демографические факторы, индивидуально-психологические особенности, рамочные эффекты, прокрастинация.
Текст

Исследование проводилось при поддержке РГНФ (грант № 15-06-10710а «Влияние ценностно-смысловых ориентаций личности на чувство долга и типы долгового поведения в условиях экономической сделки».

Список литературы

1. Московичи С. Машина, творящая богов / Пер.с фр. Москва: Центр психологии и психотерапии: КСП+, 1998.

2. Шперлинь А. В. Монетарное поведение как стратегия конструирования идентичности // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2012. Т. 6, вып.к 2.

3. Мужичкова Ю.Е., Бахарева А.А., Четверикова А.А. Отношение молодежи к деятельности микрофинансовых организаций // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Редакционная коллегия: А.Н. Лебедев, Н.В. Анненкова ,Е.В. Камнева, Ю.Е. Мужичкова. Москва, 2014. С. 82-88.

4. Dearden, C., Goode, J., Whitfi eld, G., Cox, L. (2010). Credit and debt in low-income families. York: Joseph Rowntree Foundation.

5. Lea, S.E.G. (1999). Credit, debt and problem debt. In: P.E. Earl, S. Kemp (еds.). The Elgar companion to consumer research and economic psychology. Cheltenham: Edward Elgar, pp.139-143.

6. Sussman, A. B., Shafir, E. (2012). On assets and debt in the psychology of perceived wealth // Psychological Science, 23, 101-108.

7. Lea S.E.G., Webley P., Levine R.M. The economic psychology of consume debt // Journal of Economic Psychology. 1993. Vol. 14. P. 85-119.

8. Гагарина М.А., Павлова О.Е. Ограниченная рациональность и долговое поведение работающих и неработающих россиян // Социальная политика и социология: междисциплинарный научно-практический журнал. 2013, №3. C. 251-265.

9. Hayhoe, C.R., Leach, L., Turner, P.R. (1999). Discriminating the number of credit cards held by college students using credit and money attitudes // Journal of Economic Psychology, 20, 643-656.

10. Norvilitis, J.M., Szablicki, P.B., Wilson, S.D. (2003). Factors infl uencing levels of credit-card debt in college students // Journal of Applied Social Psychology, 33, 935-947.

11. Webley, P., Nyhus, E.K (2006). Parents’ infl uence on children’s future orientation and saving // Journal of Economic Psychology, 27, 140-164.

12. Bachman J. The Psychology of Debt. Credit & Collections World. White Paper, April 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://i2credit.com/img/white/archivo-23.pdf (дата обращения: 21.06.2015).

13. Стребков Д.О. Модели кредитного поведения и факторы, их определяющие // Социологические исследования. 2007. № 3. С. 52-62.

14. Lea S.E.G., Webley P., Walker C.M. Psychological factors in consumer debt: Money management, economic socialization, and credit use // Journal of economic psychology. 1995. Vol. 16. P. 144.

15. Fitch С., Chaplin R., Trend C., Collard S. Debt and mental health: the role of psychiatrists // Advances in Psychiatric Treatment. 2007. Vol. 13. 194-202

16. Семенова Е. Кредитная истерия [Электронный ресурс] http://www.credits.ru/articles/2346/ (дата обращения: 10.06.2015)

17. Ottaviani, C.,Vandone, D. (2011). Impulsivity and household indebtedness: Evidence from real life. Journal of Economic Psychology, 32, 754-761. doihttps://doi.org/10.1016/j.joep.2011.05.002.

18. Brown, S., Garino, G.,Taylor, K. (2013). Household debt and attitudes toward risk. Review of Income and Wealth, 59, 283-304. doihttps://doi.org/10.1111/j.1475-4991.2012.00506.x.

19. Seaward, H.G.W., Kemp, S. (2000). Optimism bias and student debt. New Zealand Journal of Psychology,29, 7-9.

20. Donnelly, G., Iyer, R.,Howell, R.T. (2012). The Big Five personality traits, material values, and fi nancial wellbeing of selfdescribed money managers. Journal of Economic Psychology, 33, 1129-1142. doihttps://doi.org/10.1016/j.joep.2012.08.001

21. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. Т. 24. №4. С. 31-42

22. Anderson C.J. (2004). The psychology of doing nothing: forms of decision avoidance result from reason and emotion // Psychological Bulletin, 129: 139-167.

Войти или Создать
* Забыли пароль?