Россия
В статье в обзорном пропедевтическом плане рассматривается возможность взаимодействия философии медиа и коммуникативных исследований как относительно самостоятельных областей общего эпистемологического поля изучения медийных и коммуникативных практик. Показаны актуальные содержательные контуры философии медиа и ее регулятивные возможности для осмысления предпосылок коммуникативных исследований. Регулятивный потенциал философии медиа объективно основывается на её общем содержании, поскольку феномен «медиума» предшествует действенности коммуникации, и соответственно, в этой ситуации происходит влияние целого на одну из своих частей (областей). Вместе с тем подчеркивается специфика диспозиции философии медиа и коммуникативных исследований, когда взаимосвязь и координация между ними пока проявляются неопределенно, ещё не выстраиваются в режиме устойчивых отношений, структур и взаимодействий. Эта методологическая неопределенность трактуется статье в конструктивном плане как некий типовой паттерн, который может быть значим для переноса и на другие «пробные», развивающиеся ситуации познания мира медиа и коммуникации. В этом контексте в статье предлагается медиумальный подход к трактовке регулятивного потенциала философии медиа для коммуникативных исследований, когда «зона» их взаимного влияния может рассматриваться как эпистемологический медиум - парадоксальная расширяющаяся реальность с уникальными свойствами онтологической транспарентности, преобладанием неиструментальных видов взаимодействия между познавательными областями единой турбулентной медиареальности.
медиум, медиа, философия медиа, медиа философия, методология, коммуникация, коммуникативные исследования, наука
1. Антоновский А.Ю. Несоизмеримость и коммуникация: к эволюционно-коммуникативному повороту в философии науки [Текст] / А.Ю. Антоновский // Эпистемология и философия науки. — 2022. — Т. 59. — № 4. — С. 92–110. DOI: https://doi.org/10.5840/eps202259460 EDN: https://elibrary.ru/IQZMKF
2. Антоновский А.Ю. Наука в суперпозиции к коммуникативному понятию науки [Текст] / А.Ю. Антоновский // Эпистемология и философия науки. — 2024. — Т. 61. — № 4. С. 6–24. DOI: https://doi.org/10.5840/eps202461452; EDN: https://elibrary.ru/TQAQKZ
3. Дэбре Р. Введение в медиологию [Текст] / Р. Дэбре. — М.: Праксис, 2010. — 368 с.
4. Василик М.А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации [Текст] / М.А. Василик // Инженеры смыслов: от концепта к профессионализации / под ред. М.С. Арканниковой. СПб.: Политех-Пресс, 2024. — С. 23–30. EDN: https://elibrary.ru/MQOWJJ
5. Визинг Л. Шесть ответов на вопрос «что такое медиафилософия? [Электронный ресурс]. — URL: https://mediaphilosophy. ru/biblioteca/articles/vizing_mediaphil (дата обращения: 18.03.2025).
6. Гройс Б. Под подозрением. Феноменология медиа [Текст] / Б. Гройс. — 2-е изд., испр. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2025. — 216 с.
7. Гэллоуэй А. Экскоммуникация. Три эссе о медиа и медиации [Текст] / А. Гэллоуэй, Ю. Такер, М. Уорк. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. — 256 с.
8. Ищенко Е.Н. Коммуникативный поворот в философии и науке: концептуальные основания и современный контекст [Текст] / Е.Н. Ищенко // Вестник Воронежского государственного университет. Серия «Право». — 2022. — № 1. С. 322–328. — DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc. law.2022.1/9046 DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1/9046; EDN: https://elibrary.ru/SWWVMV
9. Киттлер Ф. Медиа философии / Философия медиа [Текст] / Ф. Киттлер // Логос. — 2015. — Т. 25. — № 25. — С. 173–189.
10. Клюканов И.Э. Отечественные традиции теории коммуникации [Текст] / И.Э. Клюканов // Вопросы психолингвистики. — 2021. — № 4. — С. 12–37. DOI: https://doi.org/10.30982/2077-5911-2021-50-4-12-37; EDN: https://elibrary.ru/SRQQBV
11. Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог культур [Текст] // Сборник статей и выступлений участников международной научной конференции 9–11 июля 2015 года. — М.: Изд-во ВШЭ, 2015. 260 с.
12. Круглый стол «Эпистемологические и методологические вопросы современного социально-научного знания и коммуникативных исследований как его составной части» [Текст] // Коммуникация, медиа, дизайн. — 2015. — № 3. С. 94–119.
13. Кузнецова Е.И. Медиакультура в коммуникативном пространстве цивилизация [Текст] / Е.И. Кузнецова. — Нижний Новгород: Изд-во Ниж. городского гос. ун-та, 2008. EDN: https://elibrary.ru/QOJKSR
14. Лебедев С.А. Философские основания науки и их виды [Текст] / С.А. Лебедев, Д.К. Алексеев // Вопросы философии и психологии. — 2020. — № 7. — С. 18–25. DOI: https://doi.org/10.13187/vfp.2020.1.18; EDN: https://elibrary.ru/FZQMCZ
15. Ло Дж. После метода. Беспорядок и социальная наука [Текст] / Дж. Ло. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. — 352 с.
16. Луман Н. Медиакоммуникации [Текст] / Н. Луман. — М.:Логос, 2005. EDN: https://elibrary.ru/SHGSGJ
17. Маклюэн Г.M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека [Текст] / Г.M. Маклюэн; пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. — М.; Жуковский: КАНОН-пресс. Ц, Кучково поле, 2003. — 464 с.
18. Медиа, медианаука и философия медиа (от редакции) [Текст] // Логос. — 2015. — Т. 25. — № 25. — С. 92–105.
19. Очеретяный К.А. Медиафилософия: российский контекст [Текст] / К.А. Очеретяный, А.С. Ленкевич // Вопросы философии. — 2016. — № 12. — С. 53–63. EDN: https://elibrary.ru/XEIJTV
20. Нескрябина О.Ф. Множественность методологических подходов в медиологии и проблема их интеграции [Текст] / О.Ф. Нескрябина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 6.
21. Савчук В.В. Неизбежность медиафилософии. [Электронный ресурс]. — URL: https://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/ savchuk_inevitability (дата обращения: 18.03.2025).
22. Савчук В.В. Философия фотографии [Текст] / В.В. Савчук. — СПб.: Академия исследований культуры, 2015. 335 с.
23. Савчук В.В. Философия эпохи новых медиа [Текст] / В.В. Савчук // Вопросы философии. — 2012. — № 10. С. 33–42. EDN: https://elibrary.ru/PFPPNV
24. Степин В.С. Теоретическое знание [Текст] / В.С. Степин. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 278–287. EDN: https://elibrary.ru/SIOLQR
25. Хорольский В.В. Коммуникология в кругу общественных наук: радиус влияния и конкуренция [Текст] / В.В. Хорольский // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. — 2023. — Т. 9. — № 1. — С. 73–83. — DOI:https://doi.org/10.18413/2408-932X-2023-9-1-0-6 EDN: https://elibrary.ru/BRUYNM
26. Энценбергер Х.М. Строительный материал для теории медиа [Текст] / Х.М. Энценбергер // Логос. — 2015. Т. 25. — № 25. — С. 142–161.
27. Adam S.G. The Marvelous Clouds: Toward a Philosophy of Elemental Media Canadian Journal of Communication. Volume 42, Number 1 DOI: https://doi.org/10.22230/cjc.2017v42n1a3174
28. Anton C. (2017). Media ecological orientations to philosophy and philosophical problems. Review of Communication, 17(4), 224–239. URL: https://doi.org/10.1080/15358593.2017.13678 30
29. Barker T. Against Transmission. London. Bloomsbury Publishing Pic: London, 2018. 176 p.
30. Van Den Eede, Y. (2012). Amor Technologiae: Marshall McLuhan as Philosopher of Technology — Toward a Philosophy of Human-Media Relationships. VUB Press. 520 pp.
31. Fuller M. Media ecologies, VIT Press, London. 2007. 264 pp.
32. Hassan Robert, Sutherland Thomas Philosophy of Media. A Short History of Ideas and Innovations from Socrates to Social Media. London. Routledge, 2016. 262 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315515618
33. Krämer, Sybille Medium, Messenger, Transmission. An Approach to Media Philosophy. Amsterdam University Press. 2015. 271 p. DOI:https://doi.org/10.5117/9789089647412
34. Logan Robert K. McLuhan’s Philosophy of Media Ecology: An Introduction // Philosophies 2016, 1(2), 133–140. URL: https:// doi.org/10.3390/philosophies1020133
35. Philosophy of Emerging Media: Understanding, Appreciation, Application. Edited by Juliet Floyd, James E. Katz, Oxford University Press, 2016. 420 p.
36. Schmidt S.J. Media Philosophy—A Reasonable Programme? // Publications of the Austrian Ludwig Wittgenstein Society New Series (Volumes 1–18). vol. 7, Philosophy of the Information Society 2008, pp. 89–104. DOI: https://doi.org/10.1515/9783110328486.89



