Россия
В статье рассматриваются межличностные отношения как комплекс взаимодействий между членами сообщества, которые в основном основаны на различных типах коммуникации, прежде всего, визуальных или невербальных (внешний вид и жесты) и лингвистических или вербальных. Автор проводит анализ межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития в различных образовательных условиях – школе-интернате и общеобразовательной школе. Подчеркивает важность включения специалистов в работу по развитию межличностных отношений и коммуникативных способностей у детей данных групп, необходимость оказания содействия в социализации и индивидуализации детей данной категории как личности и проведения своевременной коррекции. Предложены методические рекомендации для педагогов и родителей по преодолению недостатков общения младших школьников в различных условиях обучения.
межличностные отношения, общение, коммуникативные навыки, младший школьник, задержка психического развития
1. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
2. Григоренко Н. Ю. Современные подходы к формированию коммуникативных умений у детей первых лет жизни с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Григоренко // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 2. - С. 104-109. DOI: https://doi.org/10.26170/po19-02-14; EDN: https://elibrary.ru/YYSLAL
3. Дмитриева Е. Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах дизонтогенеза: Монография [Текст] / Е. Е. Дмитриева. - Н. Новгород: НГПУ, 2004. - 258 с. EDN: https://elibrary.ru/QUBHNR
4. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития: [хрестоматия]: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / О. В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2003. - 431 с. EDN: https://elibrary.ru/ATYYLG
5. Леонтьев А. А. Психология общения: учеб. пос. для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2009. - 368 с.
6. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с. EDN: https://elibrary.ru/QXXJKN
7. Мануйлова В. В. Подготовка к обучению в школе детей с ограниченными возможностями здоровья учебно-методическое пособие [Текст] / В. В. Мануйлова. - Москва, 2017. - 104 с. EDN: https://elibrary.ru/HUDDGL
8. Медведева Е. А. Формирование диадного общения младших школьников с задержкой психического развития средствами арттехнологий (теория, диагностика, практика): монография. Сер. Специальная педагогика и психология [Текст] / Е. А. Медведева, И. Б. Ильина. - Москва, 2010. - 105 с. EDN: https://elibrary.ru/QXWRHJ
9. Медведева Е.А. Общение как феномен культуры, искусства и способ социализации личности в онтогенезе и дизонтогенезе // В книге: Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография [Текст] / Е. А. Медведева / Под ред. Богдановой Т. Г., Назаровой Н. М. - Москва: ЛОГОМАГ, 2013. - С. 69-76. EDN: https://elibrary.ru/UFTVIL
10. Павлова А. С. Особенности общения со сверстниками младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в художественной деятельности [Текст] / А. С. Павлова // Казанская наука. - 2015. - № 10. - С. 346-348. EDN: https://elibrary.ru/UXJXPJ
11. Павлова А. С. Социально-психологическая адаптация первоклассника к условиям школьной жизни [Текст] / А. С. Павлова, А. В. Миронова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-2. - С. 385-388. EDN: https://elibrary.ru/XNZDVE
12. Пак Д. М. Проблема социального интеллекта в детской психологии [Текст] / Д. М. Пак // Интернет-журнал СахГУ: Наука, образование, общество. - 2010. - № 1 (3). - 4 с. EDN: https://elibrary.ru/NDAWSD
13. Слепович Е. С. Становление социальных норм поведения у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Е. С. Слепович, Е. Л. Винникова // Психологическая наука и общественная практика. Ч. 2. - Минск, 1993. EDN: https://elibrary.ru/ELMNDO
14. Ульенкова У. В. Инклюзивное обучение детей с ЗПР: теоретико-методологические основы психологической помощи [Текст] / У. В. Ульенкова // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография / Под ред. Богдановой Т. Г., Назаровой Н. М. - М.: ЛОГОМАГ, 2013. - С. 47-58. EDN: https://elibrary.ru/UFTUTV
15. Яковлева И.М. Адаптация учеников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе [Текст] / И. М. Яковлева, Ю. А. Афанасьева // Начальная школа. - 2022. - №12. - С. 58-63. DOI: https://doi.org/10.19163/2070-1586-2022-15-1-58-62; EDN: https://elibrary.ru/BLQFGK



