Статья посвящена вопросу исследования качества регионального образования и механизмам его совершенствования в рамках реализуемой государственной стратегии модернизации образования. В статье акцентируется внимание на опыте использования современных средств и технологий в изучении системы оценки качества образования в Оренбургской области, включая уникальный опыт проведения региональной аттестации в 4-х, 7-х и 8-х классах, мониторинговых работ в старших классах, и указывает на выявленные при этом проблемы и положительные стороны.
показатели качества, региональные экзамены, системные преобразования, муниципальная система мониторинга, оценка качества образования.
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества [1].
Успешное развитие российского общества, и прежде всего экономики, во многом зависит от качественного образования. Более половины регионов страны активно создают региональные системы оценки качества образования, участвуя в системе сравнительных исследований качества образования, проводимых на федеральном уровне, а также организуя свои независимые мониторинговые исследования [2].
В Оренбургской области накоплены опыт, достижения, база и потенциал для модернизации образования и совершенствования системы оценки качества образования на новых принципах. Созданы организационные и технологические условия для ее динамичного развития:
- реализуются процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций;
- функционирует система аттестации педагогических и управленческих кадров;
- реализуются национальные проекты в области образования;
- имеется опыт диагностических (мониторинговых) исследований в области контроля и оценки качества образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- реализуются независимые формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов;
- проводятся региональные экзамены по русскому языку и математике в 7-х, 8-х классах и итоговая комплексная работа в 4-х классах;
- осуществляется комплексная экспертиза деятельности образовательных организаций по обеспечению качества образования.
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
2. Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалева Г.С., Пинская М.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии. - 2013. - №1. С. 85-121.
3. Новиков А.М. Проектирование педагогических систем / А.М. Новиков // Среднее профессиональное образование. - 1999. - № 4. - С. 23-26