Москва, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник с 01.01.2024 по настоящее время
Домодедово, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник с 01.01.1924 по 01.01.2025
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Представлены теоретические и методологические основы развития познавательного туризма в городе Москве в аспекте образовательной геоурбанистсики. Обосновано новое направления развития географических исследований – образовательная геоурбанистика, структурными элементами которой являются познавательные ресурсы города и методы их использования в образовательно-познавательной деятельности. Представлены актуальные виды познавательного туризма в московской городской среде. Дана общая характеристика познавательных ресурсов Москвы и перечислены возможности и направления их использования в практике педагогической деятельности. Схематически представлены варианты использования и даны методические рекомендации по использованию познавательных ресурсов Москвы в географическом образовании. Сделан вывод о целесообразности рассмотрения познавательного туризма города в аспекте образовательной геоурбанистики, то есть сквозь призму всего комплекса разнообразных городских ресурсов.
познавательный туризм, образовательная геоурбанистика, ресурсы познавательного туризма, методические рекомендации, Москва
1. Гайворон Т.Д., Майнашева Г.М. Ресурсы образовательного туризма особо охраняемых природных территорий Москвы // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2019. № 4 (36). С. 47-54. EDN: https://elibrary.ru/RTAULR
2. Географическое москвоведение / О. В. Шульгина, Т. С. Воронова, Т. Д. Гайворон [и др.]. М. : «ИНФРА-М», 2025. 244 с. DOI: https://doi.org/10.12737/2125938; EDN: https://elibrary.ru/KSWWTH
3. Концепция развития географического образования в Российской Федерации. 30 декабря 2018 г. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (дата обращения 25.06.2025).
4. Лаппо, Г. М. Литературная геоурбанистика / Г. М. Лаппо // Экономическая и социальная география на пороге XXI века / Смоленский гуманитарный университет. Смоленск : Смоленский гуманитарный университет, 1997. С. 97-109. EDN: https://elibrary.ru/VNYEGO
5. Меркулов И. А., Шульгина О.В. Формирование междисциплинарных знаний в процессе изучения географии России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2025. № 2(71). С. 180-188. DOI: https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2025.2.180; EDN: https://elibrary.ru/SHAFCJ
6. Образовательный туризм в городе Москве : Учебно-справочное пособие / О. В. Шульгина, Б. Б. Вагнер, Т. С. Воронова [и др.]. М. : МГПУ, 2016. 190 с. EDN: https://elibrary.ru/XOFKSL
7. Олесик Н. С. Военная геоурбанистика и военная география // Военная мысль. – 2006. – № 4. – С. 38-47. EDN: https://elibrary.ru/HTPTXL
8. Тархов С. А. Социально-экономическая география: ее сущность, предмет изучения и методы // Региональные исследования. 2013. № 3(41). С. 9-13. EDN: https://elibrary.ru/RNFLIF
9. Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 24.06.2025 № 184-ФЗ). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/10273 (дата обращения 06.07.2025).
10. Черезова Н. С., Матушанский Г. У. Культурно-познавательный туризм как ресурс в образовательной политике России //Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2023. № 1(118). – С. 188-197. DOI: https://doi.org/10.37972/chgpu.2023.118.1.024; EDN: https://elibrary.ru/MBFNDQ
11. Школьный познавательный туризм: традиции и инновации. Учебное пособие / авторы-составители: С. В. Бочкарев, А. С. Лесков, Г. А. Лескова, А. М. Макарский, В. Л. Погодина / под редакцией Н. Е. Самсоновой. СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 2023. 468 с.
12. Шульгина О.В., Шульгина Д.П. Культурное и природное наследие России : учебник для Вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 177 с. EDN: https://elibrary.ru/ZDQMYD



