Россия
В статье исследуется технология коучинга как инновационный метод, способствующий профессиональному самоопределению старшеклассников. Подчеркивается значимость данного подхода в условиях современного динамичного рынка труда, где подростки сталкиваются с проблемами выбора профессионального пути, недостатком информации и страхом неопределенности. Проведен анализ теоретических основ коучинга, его влияния на развитие личностных качеств и способность учеников осознанно выбирать свою будущую профессию. Рассмотрены ключевые принципы коучингового подхода, его методики и инструменты, применяемые в образовательной практике. Особое внимание уделено анализу эффективности коучинга в образовательной среде, представлению эмпирических данных и практических рекомендаций по внедрению коучинговых технологий в систему образования. Отдельно обсуждаются возможные барьеры, возникающие при реализации коучинговых методик в школах, и предлагаются стратегии их преодоления. Исследование подтверждает, что коучинг способствует формированию самостоятельности, ответственности и уверенности у школьников в вопросах профессионального выбора, что делает его ценным инструментом в образовательной сфере.
коучинг, профессиональное самоопределение, старшеклассники, личностное развитие, образовательная среда, методики коучинга, психологическая поддержка, профориентация
1. Вальтерс Дж. Коучинг для карьерного роста. – М.: Альпина Паблишер, 2020.
2. Грант А. Развитие через коучинг: инструменты и техники. – М.: Эксмо, 2022.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения. – Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2018.
4. Ковалева А.В. Актуальные проблемы современного общества: социальный аспект и тенденции развития / А.В. Ковалева, Е.С. Фокина, О.Е. Потапова, И.В. Положенцева, С.В. Олейников // Социология. 2023. № 1. С. 227–232. – EDN: HYMRUH
5. Ряхимова Е.Г., Масловская Т.В., Шишов С.Е. Реализация федерального проекта "Профессионалитет" в Московской области: достижения и перспективы развития // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2024. Т. 13. № 4. С. 3–10. – DOI:https://doi.org/10.12737/2306-1731-2024-13-4-3-10 EDN: https://elibrary.ru/AIUYOC
6. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
7. Филиппова Т. В. Коучинг в образовании: теория и практика. – СПб.: Питер, 2021.
8. Шишов С.Е. Интеграция психологической практики и коучинга // Вестник Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет). Серия прикладных научных дисциплин. 2024. № 1. С. 145–150. EDN: https://elibrary.ru/AYZUPR