THE DEVELOPMENT OF MODERN AUTOMOTIVE BUSINESS FROM THE PERSPECTIVE OF QUALITY MANAGEMENT AND SAFETY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of scientific research, summarized in the monograph of L.A. Fedoskina "Quality management and safety in the car business" and aimed to study ways of increasing the quality and safety of products, as well as a modern service brand car company.

Keywords:
automotive business, quality management, safety, the automaker, corporate services, sales and service network of dealers.
Text

Развитию автомобилестроения как ведущей отрасли машиностроительного комплекса России в последние годы уделяется все большее внимание. Особенно это проявилось в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию, когда российские производители оказались в равных условиях с мировыми лидерами автомобильной отрасли, что потребовало пересмотра их отношения к качеству и безопасности своей продукции с точки зрения самых строгих международных требований.

Достижение высокого уровня современных требований требует пересмотра традиционных подходов российских автопроизводителей к решению вопросов качества и безопасности. В настоящее время, как отмечается в готовящейся к изданию монографии Л.А. Федоськиной «Менеджмент качества и обеспечение безопасности в автомобильном бизнесе», их решение должно основываться на соблюдении единых стандартов, нацеленных на повышение удовлетворенности конечных потребителей продукции в рамках интегрированного автомобильного бизнеса. Автор рассматривает автомобильный бизнес как «…деятельность автомобильных компаний и их фирменных автотехцентров, осуществляющих продажу и послепродажный технический сервис автомобилей» [1, с. 3].

В ситуации развивающегося кризиса и высокого уровня неопределенности тенденций развития российского автомобильного бизнеса вопросы менеджмента качества и устойчивого развития в последние годы приобретают все большую актуальность для организаций данной сферы на основе современных международных стандартов и содержащихся в них требований. Представляется, что выход в свет монографии Л.А. Федоськиной является высокоактуальным и весьма своевременным. Монография, выступающая итогом предыдущих многочисленных работ автора в области менеджмента качества автомобильной отрасли [2–19], предназначена для научных и практических работников, занимающихся вопросами управления качеством в сфере автомобильного бизнеса. Монография может оказаться также полезной для аспирантов и студентов экономических специальностей, интересующихся современными проблемами менеджмента качества и обеспечения безопасности продукции автомобильных компаний и их фирменного сервиса.

Структуру монографии «Менеджмент качества и обеспечение безопасности в автомобильном бизнесе» составляют четыре раздела. В первом разделе автором изучается положение автомобильной промышленности в машиностроительном комплексе России, исследуются тенденции изменения и развития отрасли. Особое внимание уделяется рассмотрению современных системы менеджмента качества, безопасности и устойчивого развития, применяемых в автомобилестроении. 

По результатам проведенного в данном разделе исследования автором обоснованы следующие принципиальные выводы: 

  1. современное положение автомобильной отрасли отражает общую тенденцию изменения объемов производства всего машиностроительного комплекса; наибольшее влияние кризис оказал на передовые отрасли отечественного машиностроительного, в числе которых оказалось и автомобилестроение, все это требует принятия продуманного комплекса мер по совершенствованию промышленной политики государства [1, с. 15];
  2. в соответствии с изменяющимися тенденциями в структуре производства легковых автомобилей в пользу увеличения объемов производства иностранных марок в России при условии их реализации на национальном рынке, ужесточении экологических требований к эксплуатируемым автомобилям и реализации программных мероприятий Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г. российский автомобильный парк ждут глубокие перемены по возрастной и марочной структурам [1, с. 26];
  3. все осуществляемые в настоящее время основные меры поддержки автомобильной отрасли России можно подразделить на несколько крупных блоков, ключевыми из которых можно назвать защиту внутреннего рынка, поддержку платежеспособного спроса на продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, и стабилизацию финансового состояния отечественных автопроизводителей [1, с. 38];
  4. в отношении предприятий, функционирующих в сфере автомобильного бизнеса, практический интерес может вызвать применение не только широко распространенного отраслевого стандарта ISO/TS 16949, но также и ряда стандартов в области устойчивого развития организации, позволяющих создавать необходимые условия для выполнения требований основного отраслевого стандарта [1, с. 41]. 

На обозначенных выводах построено дальнейшее исследование автора. Во втором разделе монографии отражены современные подходы к обеспечению конструкционно-технической и экологической безопасности автомобилей с учетом всех этапов их жизненного цикла, включая утилизационный. Отдельно рассмотрены проблемы обеспечения безопасности в условиях вторичного рынка автомобилей и автокомпонентов. Третий раздел посвящен вопросам менеджмента качества в автомобилестроении: подробно рассмотрены подходы к оценке качества автомобилей, применяемые в мировой практике, исследована ретроспектива развития международной стандартизации в области менеджмента качества автомобильной отрасли, представлен анализ рынка и состояния сервисно-сбытовых сетей автомобильных компаний в России. Четвертый раздел монографии отражает исследования автора по проблемам обеспечения современных требований к качеству в системе фирменной сервисно-сбытовой сети автомобильной компании как в процессе продажи, так и в процессе послепродажного обслуживания автомобилей. В этом же разделе обобщены нормативные требования к качеству сервисно-сбытового сопровождения продукции и представлены результаты работы ассоциаций дилеров по поддержанию и повышению качества автомобилей.

В заключение автором справедливо отмечается, что «...сегодня российский автомобильный бизнес оказался в самом центре очередного экономического кризиса. Его восстановление и развитие всецело зависят от прогрессивности применяемых подходов в производственной и управленческой практике в области обеспечения качества и безопасности» [1, с. 243].

В целом монография Л.А. Федоськиной «Менеджмент качества и обеспечение безопасности в автомобильном бизнесе» отражает современный взгляд на проблемы и перспективные направления обеспечения качества и безопасности как продукции автомобилестроения, так и ее фирменного сервисно-сбытового сопровождения. Автором вполне обоснованно резюмируется, что качество современного автомобиля является комплексным, зависящим от множества разнонаправленных факторов и формирующимся на протяжении всего жизненного цикла автомобиля. В монографии в систематизированном виде отражены все применяемые в международной практике подходы к формированию, сохранению и поддержанию достигнутого автопроизводителем уровня качества и безопасности продукции.

References

1. Fedos´kina L.A. Menedzhment kachestva i obespechenie bezopasnosti v avtomobil´nom biznese [Tekst]: monografiya / L.A. Fedos´kina. - M.: INFRA-M, 2016.

2. Fedos´kina L.A. Upravlenie kachestvom posleprodazhnogo obsluzhivaniya avtomobiley [Tekst]: monografiya / L.A. Fedos´kina. - Saransk: izd-vo Mordov. un-ta, 2009.

3. Salimova T.A. Primenenie instrumentov «berezhlivogo proizvodstva» na predpriyatiyakh posleprodazhnogo servisa avtomobiley [Tekst] / T.A. Salimova, L.A. Fedos´kina. Standarty i kachestvo. - 2011. - № 12. - S. 88-90.

4. Fedos´kina L.A. Obespechenie bezopasnosti v avtomobilestroenii [Tekst] / L.A. Fedos´kina. Vektor nauki Tol´yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - № 2. - S. 160-165.

5. Fedos´kina L.A. Predpriyatiya firmennogo avtoservisa: naznachenie i funktsii servisnoy podderzhki avtomobilya [Tekst] / L.A.Fedos´kina, E.G. Shcherbakova, S.I. Iryshkov. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. - 2011. - № 22. - S. 76-82.

6. Fedos´kina L.A. Individualizatsiya trebovaniy potrebiteley v sbytovoy deyatel´nosti avtoproizvoditelya: opyt Germanii [Tekst] / L.A. Fedos´kina. Menedzhment i biznes-administrirovanie. - 2013. - № 2. - S. 184-188.

7. Fedos´kina L.A. Realizatsiya printsipov sotsial´noy otvetstvennosti na predpriyatiyakh firmennoy servisno-sbytovoy seti avtomobil´noy kompanii [Tekst] / L.A. Fedos´kina. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. - 2011. - № 6 (18). - S. 74-82.

8. Fedos´kina L.A. Avtomobil´naya promyshlennost´: rol´ i mesto v rossiyskom mashinostroitel´nom komplekse i ego strategicheskikh orientirakh [Tekst] / L.A. Fedos´kina. Strategicheskoe i proektnoe upravlenie: sbornik nauchnykh statey. - Perm´, 2012. - S. 170-179.

9. Fedos´kina L.A. Upravlenie kachestvom protsessa utilizatsii avtomobiley v sisteme firmennoy dilerskoy seti [Tekst] / L.A. Fedos´kina. Sovremennye innovatsii v nauke i tekhnike: sbornik nauchnykh trudov 4-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Kursk, 2014. - S. 278-283.

10. Fedos´kina L.A. Sovershenstvovanie sistemy planovo-otsenochnykh pokazateley deyatel´nosti predpriyatiy firmennogo posleprodazhnogo servisa avtomobiley OAO «AVTOVAZ» [Tekst] / L.A. Fedos´kina. Vestnik Mordovskogo universiteta. - 2007. - T. 17. - № 1. - S. 258-260.

11. Salimova T.A., Fedos´kina L.A. Osobennosti formirovaniya firmennoy servisno-sbytovoy seti avtomobil´noy kompanii v kontekste menedzhmenta kachestva [Tekst] / T.A. Salimova, L.A. Fedos´kina. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - 2015. - № 3 (125). - S. 102-108.

12. Fedos´kina L.A. Sovremennye tendentsii razvitiya avtomobil´nogo parka Rossii s pozitsii uluchsheniya kachestvennykh parametrov [Tekst] / L.A. Fedos´kina. Regional´naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2012. - № 41. - S. 54-60.

13. Fedos´kina L. Normirovanie trudozatrat kak instrument upravleniya kachestvom v avtoservise [Tekst] / L. Fedos´kina, N. Oreshkina. Chelovek i trud. - 2011. - № 8. - S. 69-72.

14. Fedos´kina L.A. Analiz problem upravleniya kachestvom postavok v sbytovoy seti avtomobil´noy kompanii [Tekst] / L.A. Fedos´kina. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. - 2013. - № 2 (305). - S. 37-42.

15. Fedos´kina L.A. Otsenka kachestva avtomobiley s tochki zreniya potrebiteley: analiz podkhodov, primenyaemykh v mirovoy praktike [Tekst] / L.A. Fedos´kina. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. - 2014. - № 35 (386). - S. 42-51.

16. Salimova T.A. Integratsionnye protsessy v menedzhmente kachestva servisnoy deyatel´nosti firmennogo avtotsentra [Tekst] / T.A. Salimova, L.A. Fedos´kina. Fundamental´nye issledovaniya. - 2013. - № 11-3. - S. 512-516.

17. Fedos´kina L.A. Uchet ekologicheskikh aspektov kak faktor obespecheniya kachestva servisno-sbytovoy deyatel´nosti avtoproizvoditelya [Tekst] / L.A. Fedos´kina, A.T. Shilkina. Fundamental´nye issledovaniya. - 2015. - № 2-22. - S. 4974-4978.

18. Fedos´kina L.A. Firmennye dilerskie tsentry v sisteme utilizatsii avtomobiley [Tekst] / L.A. Fedos´kina. Natsional´nye interesy: prioritety i bezopasnost´. - 2013. - № 37. - S. 54-62.

19. Fedos´kina L.A. Aktual´nye instrumenty vnedreniya sistemy berezhlivogo proizvodstva v firmennykh avtotekhtsentrakh [Tekst] / L.A. Fedos´kina. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. - 2011. - № 24. - S. 205-214.

Login or Create
* Forgot password?