CORPORATE STRATEGY: FROM FORMALIZATION TO IMPLEMENTATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Тhe article is dedicated to the analyses of the monography of Y.N. Ivanova «The Methodology of Strategical Planning of Russian Multiregional Corporations». It justifies the topicality and urgency of the topic and defines the main goal and results of the above mentioned book. The article is focused on discovering the most important moments of the monography and thorough study of the author’s approaches to the strategic planning of big dispersed corporate systems.

Keywords:
multiregional corporations, strategic planning, formalization and implementation of corporate strategy, regional expansion, systematic approach
Text

Экономическая ситуация в современной России требует пересмотра взглядов на методологию стратегического планирования и разработку новых подходов к созданию долгосрочных конкурентных преимуществ как на уровне государства, так и на уровне отдельных компаний. Особенно это касается сформировавшихся к настоящему моменту крупных российских трансрегиональных корпораций, имеющих возможности стать локомотивом развития российской экономики с учетом курса на импортозамещение. В связи с этим представленная монография Ю.Н. Ивановой «Методология стратегического планирования российских трансрегиональных корпораций» представляет интерес не только для академической аудитории, но и для практиков, работающих в сфере формирования и выполнения корпоративных стратегий.

Автор монографии, Иванова Юлия Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, преподает в Финансовом университете при Правительстве РФ, является автором многочисленных статей на тему стратегическое планирование корпораций [2–25], а также автором монографии «Стратегическое планирование корпораций в условиях модернизации российской экономики» [1]. Кроме того, является одним из соавторов учебника «Национальная экономика» (под ред. Р.М. Нуреева) и ряда учебно-методических публикаций.

В работе «Методология стратегического планирования российских трансрегиональных корпораций» автор ставит амбициозную цель совершенствования методологии формирования и внедрения формализованной стратегии в крупных корпоративных системах на основе обобщения опыта российских трансрегиональных корпораций, таких как ОАО «Сбербанк», ХК «Росгосстрах» и др. Рассматриваемая проблематика, несомненно, обладает научной новизной и практической значимостью, поскольку на данный момент российские корпорации либо используют зарубежную методологию, которая не учитывает особенности ведения бизнеса в российских регионах, либо применяют собственные разработки, зачастую бессистемно и хаотично.

В первой части монографии автор указывает на ограниченность понимания экономической сущности явления «корпорация», что заключается «в отождествлении этого понятия с понятием "акционерное общество"». Для целей своего исследования автор предлагает рассматривать корпорации, независимо от их юридической формы, как разветвленную сеть подразделений или подразделений компании, расположенных в разных регионах в пределах одной или нескольких стран, подчиняющуюся единому центру, связанную финансово, юридически, операционно, инфраструктурно, проводящую общую стратегию. Такой подход требует разработки методологии стратегического планирования корпоративной хозяйственной системы с учетом специфики российских регионов. При этом автор выявляет основные качественные и количественные признаки подобных систем, а также определяет организационно-географические характеристики деятельности российских ТРК.

Среди основных результатов работы следует, прежде всего, выделить предложенное автором решение проблемы единства предпосылок, формирующих конкурентные преимущества корпораций, с использованием системной парадигмы. Для этого автор представляет ТРК как «систему с определенным набором свойств» и выявляет закономерности развития с учетом их неоднородности.

Кроме того, в своей работе автор разрешает такое противоречие в развитии корпораций, как конфронтация в распределении ресурсов между необходимостью выполнением стратегических целей по развитию и поддержанием текущей деятельности. Для этого, после задания целевой функции развития и декомпозиции ее на задачи с последующей детализацией для всех функциональных единиц, автор включает в алгоритм построения стратегии обязательный третий этап, названный «планом действий по подразделениям», который комбинирует выполнение стратегических проектов с выполнением текущих задач для достижения поставленных целей.

Интересен также авторский подход к формированию и реализации стратегических преимуществ в российских трансрегиональных корпорациях, основанный на «…внедрении коллективно-компонентного подхода к построению системы управления продуктовым предложением, продвижения продаж и клиентского обслуживания» [1].

В своей монографии автор также уделяет большое внимание методикам внедрения формализованной стратегии с учетом специфики российских регионов: уточняет факторы, влияющие на построение и реализацию региональных стратегий, в соответствии с экономическим и социокультурным профилем регионов. При этом автор выявляет способы реализации стратегических преимуществ во время экспансии ТРК в российские регионы, с использованием принципов диверсифицированной стратегии в группах регионов, взаимосвязанности целей региональных подразделений с общими целями корпорации, централизации бэкофисных функций при дезинтеграции фронтофисных, максимальной интеграции с региональными рынками ресурсов и взаимодействия с местными органами власти, а также дифференцированного подхода в финансировании и бюджетировании подразделений.

Кроме того, в монографии производится сравнение стандартизированного и диверсифицированного подходов к управлению деятельностью региональных филиалов, а также предлагаются авторские методики диверсификации планирования их деятельности в соответствии со степенью регионозависимости и приоритетами развития.

References

1. Ivanova Yu.N. Metodologiya strategicheskogo planirovaniya rossiyskikh transregional´nykh korporatsiy [Tekst] / Yu.N. Ivanova. - M.: INFRA-M, 2015.

2. Ivanova Yu.N. Osobennosti formirovaniya rossiyskikh transregional´nykh korporatsiy: retrospektivnyy analiz [Elektronnyy resurs] / Yu.N. Ivanova. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal. - 2013. - № 10 (58). - S. 99.

3. Ivanova Yu.N. Strategiya upravleniya produktami [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Ekonomicheskie nauki. - 2012. - № 87. - S. 240-243.

4. Ivanova Yu.N. Tirazhirovanie tekhnologiy v korporatsiyakh [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Ekonomicheskie strategii. - 2012. - T. 14. - № 2 (100). - S. 100, 101.

5. Ivanova Yu.N. Ekonomiya na masshtabe: ot teorii k praktike [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal. - 2012. - № 4. - S. 36-41.

6. Ivanova Yu.N. Tekhnologii masshtabirovaniya i replitsirovaniya biznes-sistem v sovremennoy praktike rossiyskikh transregional´nykh korporatsiy [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. - 2012. - № 4. - S. 103-110.

7. Ivanova Yu.N. Strategiya upravleniya produktami [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. Vstuplenie. Put´ v nauku. - 2012. - № 3. - S. 63-67.

8. Ivanova Yu.N. Tekhnologii replitsirovaniya biznes-sistem [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyy vzglyad. - 2012. - № 13-1. - S. 43-48.

9. Ivanova Yu.N. Ekonomiya na masshtabe: ot teorii k praktike [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Problemy sovremennoy ekonomiki (Novosibirsk). - 2012. - № 6. - S. 8-13.

10. Ivanova Yu.N. Printsipy sostavleniya strategii [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Ekonomika i predprinimatel´stvo. - 2012. - № 3 (26). - S. 290-292.

11. Ivanova Yu.N. Standartizatsiya i diversifikatsiya deyatel´nosti regional´nykh filialov [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2011. - № 2. - S. 269-271.

12. Ivanova Yu.N. Transregional´nye korporatsii: planirovanie i upravlenie v usloviyakh modernizatsii rossiyskoy ekonomiki [Tekst] / Yu.N. Ivanova. - M.: MAKS Press, 2011.

13. Ivanova Yu.N. Rabota s kadrovymi resursami v krupnykh transregional´nykh korporatsiyakh [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Rossiyskoe predprinimatel´stvo. - 2011. - № 9-2. - S. 158-162.

14. Ivanova Yu.N. Mezhdunarodnyy rost rossiyskikh korporatsiy: vozmozhnosti i prepyatstviya [Tekst] / Yu.N. Ivanova. Integral. - 2011. - № 6. - S. 56-58.

15. Ivanova Yu.N. Strategicheskoe planirovanie transregional´nykh korporatsiy [Tekst]: uchebnoe posobie / Yu.N. Ivanova. - M.: M-vo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii, Gos. obrazovatel´noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Rossiyskaya ekonomicheskaya akad. im. G.V. Plekhanova» (GOU VPO «REA im. G.V. Plekhanova»), 2010.

16. Ivanova Yu.N. Deystviya i osnovnye oshibki rossiyskikh kompaniy pri razrabotke strategii vykhoda na regional´nye rynki [Tekst] / Yu.N. Ivanova, V.V. Ivanov. TerraEconomicus. - 2009. - T. 7. - № 4. - S. 108-117.

17. Ivanova Yu.N. Problemy regional´noy ekspansii rossiyskikh kompaniy [Tekst] / Yu.N. Ivanova, V.V. Ivanov. Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2010. - № 1. - S. 50.

18. Ivanova Yu.N. Metody konkurentnoy bor´by rossiyskikh predpriyatiy [Tekst]. Yu.N. Ivanova, I.V. Peregudov / Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2010. - № 1. - S. 136-139.

19. Ivanova Yu.N. Deystviya i osnovnye oshibki kompaniy pri razrabotke strategii vykhoda na regional´nye rynki [Tekst] / Yu.N. Ivanova, V.V. Ivanov. Ekonomicheskiy vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - T. 7. - № 4.

20. Ivanova Yu.N. Gosudarstvennoe regulirovanie tovarnykh rynkov s primeneniem sovremennykh tekhnologiy [Tekst]: avtoref. dis. …kand. ekon. nauk / Yu.N. Ivanova. - M., 2005.

21. Ivanova Yu.N. Gosudarstvennoe regulirovanie tovarnykh rynkov s primeneniem sovremennykh tekhnologiy [Tekst]: dis. …kand. ekon. nauk / Yu.N. Ivanova. - M., 2005.

22. Rozanova T.P. Postroenie sistemy upravleniya proektami v korporatsiyakh [Tekst] / T.P. Rozanova, Yu.N. Ivanova. Akademicheskaya nauka - problemy i dostizheniya. Materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. NITs. «Akademicheskiy», 2014. - S. 220.

23. Rozanova T.P. Vybor sposoba provedeniya operatsiy v integrirovannykh strukturakh: internalizatsiya autsorsinga [Tekst] / T.P. Rozanova, Yu.N. Ivanova. Ekonomiko-pravovye aspekty realizatsii strategii modernizatsii Rossii: real´nye imperativy dinamichnogo sotsiokhozyaystvennogo razvitiya. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya; pod red. G.B. Kleynera, E.V. Soboleva, V.V. Sorokozherd´eva, Z.M. Khashevoy, 2014. - S. 257-266.

24. Rozanova T.P. Konkurentnye preimushchestva banka: kak ikh effektivno ispol´zovat´? [Tekst] / T.P. Rozanova, Yu.N. Ivanova. Nauchnye trudy Vol´nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. - 2014. -T. 188. -S. 134-140.

25. Rozanova T.P. Osobennosti formirovaniya marketingovoy strategii transregional´nykh korporatsiy v Rossii [Tekst] / T.P. Rozanova, Yu.N. Ivanova. Ekonomika i upravlenie v mashinostroenii. - 2014. - № 3. - S. 5-9.

Login or Create
* Forgot password?