Russian Federation
Voronezh, Voronezh, Russian Federation
Russian Federation
UDC 33
This article substantiates the need to assess the impact of the federal solid municipal waste (SMW) management reforms of 2019 and 2025 on the development of the waste-recycling sector in the Voronezh Region. As research material, we used the texts of regulatory legal acts (1998–2025), Rosprirodnadzor statistics on SMW generation and movement, data from Rosstat and the Unified Interdepartmental Information System of the Federal Tax Service (EMISS-FNS), as well as publications in specialized media and reports from regional authorities. We applied a comparative-legal analysis of legislative changes, quantitative analysis of the dynamics of waste generation, processing, and disposal, and an overview of media practices alongside interviews with representatives of regional operators. It was found that between 2019 and 2023 the recycling share of SMW in the region increased from under 5 % to 10 %, yet 90 % of waste continues to be landfilled. Infrastructure projects to build sorting complexes worth 8 billion RUB remain partially frozen, while the existing plant of JSC “Ecotechnology” provides only a 10 % recovery rate for secondary raw materials. A sharp rise in the number of illegal and newly identified unpermitted dumps was recorded (a 2.5-fold increase from 2021 to 2023). It is projected that implementation of the second reform phase—with mandatory color-coded containers, expanded reverse-vending (“fandomat”) systems, and increased sorting capacity—will raise the recycling rate to 40–50 % by 2030. The scientific novelty of this work lies in its comprehensive regional analysis of federal measures’ effects and the formulation of recommendations for optimizing waste management under irregular financing and weak institutional coordination.
solid municipal waste, recycling, Voronezh Region, regional operators, color-coded containers, sorting infrastructure, legislative reform, development forecast, secondary raw materials
Введение
Скопление отходов в РФ стало серьёзной экологической проблемой к концу 2010-х. С 2019 года началась реформа системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), включая создание региональных операторов и федерального проекта «Чистая страна». Координатором выступила компания «Российский экологический оператор» (РЭО).
В статье анализируется эволюция нормативно-правовой базы (1998–2025 гг.), статистика Росприроднадзора и ситуация в Воронежской области. Также рассматриваются перспективы сектора после старта второго этапа реформы с 1 сентября 2025 года.
Материал и методы исследования
История современной системы обращения с отходами в России началась с принятия Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления». С ростом экологических вызовов законодательство неоднократно пересматривалось: внесены поправки 2014 года, приняты правительственные постановления 2016 и 2018 годов , утверждён научно-целевой Указ Президента № 204 от 07.05.2018 [22].
Таблица 1
Ключевые этапы реформирования системы обращения с отходами в РФ (1998–2025 гг.).
Table 1
Key stages of waste management system reform in the Russian Federation (1998–2025).
|
Год |
Нормативно-правовой акт |
Основные изменения |
|
1998 |
ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» |
Первый закон об отходах. Закреплены правила управления отходами, распределены компетенции госорганов. |
|
2014 |
ФЗ № 458 (поправки к ФЗ-89) |
Введены региональные операторы и РОП. Постепенный отказ от захоронения перерабатываемых отходов. |
|
2016 |
Постановление № 269 |
Утверждены нормативы накопления отходов. Регионы разрабатывают схемы размещения объектов. |
|
2018 |
Нацпроект «Экология» («Чистая страна») |
Цель: утилизация 36% ТКО к 2024 г. Ликвидация свалок, создание перерабатывающей инфраструктуры. |
|
2019 |
Старт «мусорной реформы» (ФЗ-458, Постановление № 1156) |
Введены региональные операторы, единый тариф, раздельный сбор. Ужесточена ответственность за свалки. |
|
2020 |
Отчет Счетной палаты |
Перерабатывается только 7% отходов. Выявлены проблемы с инфраструктурой и заполнением полигонов. |
|
2023 |
Корректировка реформы |
Увеличение финансирования, усиление контроля за операторами, развитие цифровых сервисов. |
|
2025 |
Постановление № 293 (новые правила обращения) |
Введение цветовой маркировки контейнеров, запрет на смешанный вывоз, строгие санкции для операторов. |
Анализ данных показывает, что в 2019 году в управлении ТКО произошел переход к новой системе: вместо неорганизованного складирования и бесконтрольного вывоза отходов внедряется планомерный подход с территориальным распределением, определением ответственных операторов и созданием экономических стимулов для компаний, занимающихся переработкой. Однако начальные результаты реформы оказались не столь впечатляющими. Несмотря на ликвидацию большого количества несанкционированных свалок и увеличение объема инвестиций в соответствующую инфраструктуру, процент перерабатываемого мусора увеличился незначительно: с 3–5% в 2018 году до 7% к 2020 году и примерно 14% к 2024 году [16] [6]. Около 80% бытовых отходов по-прежнему отправляется на захоронение на полигонах. При этом целевой показатель национального проекта – 36% переработки ТКО к 2024 году – не был достигнут. Более того, во многих регионах ресурсы полигонов практически исчерпаны, и без принятия серьезных мер отрасль может столкнуться с «мусорным кризисом». Сложившаяся ситуация потребовала активизации реформаторской деятельности и привела к разработке нового комплекса мер, которые начнут действовать с сентября 2025 года. Второй этап реформы предполагает значительное ускорение развития переработки отходов: к 2030 году планируется достичь показателя утилизации ТКО в 50% и более, что соответствует двукратному снижению объема захоронения отходов.
1. Abireg.ru. «V Voronezhskoy oblasti otlozheno stroitel'stvo poligona TKO» // abireg.ru, 15.06.2022. Rezhim dostupa: https://abireg.ru/news/2022/06/15/poligon-postponed.html
2. Kommersant.ru. «Cvetovaya markirovka konteynerov: novye standarty obrascheniya s TKO» // kommersant.ru, 11.02.2025.Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/5678901
3. RossiyskayaGazeta. «Start vtorogo etapa musornoy reformy namechen na 1 sentyabrya 2025 g.» // rg.ru, 10.03.2025.Rezhim dostupa: https://rg.ru/2025/03/10/musorreforma.html
4. RBC.ru. «Federal'nyy byudzhet uvelichil podderzhku “musornoy” otrasli do 19 mlrd rub. v 2025 g.» // rbc.ru, 12.03.2023.Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/economics/12/03/2023/63ff4f329a7947d1a1
5. Vedomosti.ru. «Pravitel'stvo uzhestochilo trebovaniya k regional'nym operatoram TKO» // vedomosti.ru, 05.04.2023. Rezhim dostupa: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/04/05/pravitelstvo-uzhestochilo
6. Ministerstvo prirodnyh resursov i ekologii RF. Federal'nyy proekt «Kompleksnaya sistema obrascheniya s tverdymi kommunal'nymi othodami» // minpriroda.gov.ru, proekt utverzhden Minprirody Rossii.Rezhim dostupa: https://minpriroda.gov.ru/activity/economic-waste/kompleksnaya-sistema-obrashcheniya-s-tko
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.04.2016 № 269 «Ob opredelenii normativov nakopleniya tverdyh kommunal'nyh othodov» // Rossiyskaya gazeta, 06.04.2016. Rezhim dostupa: https://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102325240
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.03.2025 № 293 «O vnesenii izmeneniy v Pravila obrascheniya s tverdymi kommunal'nymi othodami» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2025. Rezhim dostupa: https://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102475632
9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.11.2018 № 1156 «Ob utverzhdenii Pravil obrascheniya s tverdymi kommunal'nymi othodami» // Rossiyskaya gazeta, 23.11.2018.
10. Fedotkina O.B., Gorbashko E.G., Vatolkina N.V. Cirkulyarnaya ekonomika v Rossii: drayvery i bar'ery razvitiya upravleniya othodami // Sustainability. – 2019. – T. 11, № 20. – Art. 5837. – DOIhttps://doi.org/10.3390/su11205837. Rezhim dostupa: https://doi.org/10.3390/su11205837 EDN: https://elibrary.ru/EOHPYD



