Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
В статье обоснована необходимость оценки влияния федеральных реформ обращения с твёрдыми коммунальными отходами 2019 и 2025 гг. на развитие отрасли переработки мусора в Воронежской области. В качестве материала исследования использованы тексты нормативно-правовых актов (1998–2025 гг.), статистика Росприроднадзора по образованию и движению ТКО, данные Росстата и ЕМИСС-ФНС, а также публикации профильных СМИ и отчёты региональных органов власти. Применён сравнительно-правовой анализ изменений в законодательстве, количественный анализ динамики образования, обработки и утилизации отходов, а также обзор медиапрактик и интервью с представителями региональных операторов. Выявлено, что за период 2019–2023 гг. доля переработки ТКО в регионе выросла с менее 5 % до 10 %, однако 90 % отходов продолжают направляться на захоронение. Инфраструктурные проекты по строительству сортировочных комплексов на 8 млрд руб. остаются частично замороженными, тогда как существующий завод АО «Экотехнологии» обеспечивает лишь 10 % извлечения вторсырья. Установлено резкое увеличение числа ликвидированных и выявленных несанкционированных свалок (рост в 2,5 раза с 2021 по 2023 г.). Прогнозируется, что реализация второго этапа реформы с обязательной цветовой маркировкой контейнеров, развитием фандоматов и расширением мощностей сортировки позволит к 2030 году довести уровень утилизации до 40–50 %. Научная новизна работы заключается в комплексном региональном анализе эффекта федеральных мер и выработке рекомендаций по оптимизации управления отходами в условиях нерегулярного финансирования и слабой институциональной координации.
твёрдые коммунальные отходы, переработка, Воронежская область, региональные операторы, цветовая маркировка контейнеров, инфраструктура сортировки, законодательная реформа, прогноз развития, вторичное сырьё
Введение
Скопление отходов в РФ стало серьёзной экологической проблемой к концу 2010-х. С 2019 года началась реформа системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), включая создание региональных операторов и федерального проекта «Чистая страна». Координатором выступила компания «Российский экологический оператор» (РЭО).
В статье анализируется эволюция нормативно-правовой базы (1998–2025 гг.), статистика Росприроднадзора и ситуация в Воронежской области. Также рассматриваются перспективы сектора после старта второго этапа реформы с 1 сентября 2025 года.
Материал и методы исследования
История современной системы обращения с отходами в России началась с принятия Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления». С ростом экологических вызовов законодательство неоднократно пересматривалось: внесены поправки 2014 года, приняты правительственные постановления 2016 и 2018 годов , утверждён научно-целевой Указ Президента № 204 от 07.05.2018 [22].
Таблица 1
Ключевые этапы реформирования системы обращения с отходами в РФ (1998–2025 гг.).
Table 1
Key stages of waste management system reform in the Russian Federation (1998–2025).
Год |
Нормативно-правовой акт |
Основные изменения |
1998 |
ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» |
Первый закон об отходах. Закреплены правила управления отходами, распределены компетенции госорганов. |
2014 |
ФЗ № 458 (поправки к ФЗ-89) |
Введены региональные операторы и РОП. Постепенный отказ от захоронения перерабатываемых отходов. |
2016 |
Постановление № 269 |
Утверждены нормативы накопления отходов. Регионы разрабатывают схемы размещения объектов. |
2018 |
Нацпроект «Экология» («Чистая страна») |
Цель: утилизация 36% ТКО к 2024 г. Ликвидация свалок, создание перерабатывающей инфраструктуры. |
2019 |
Старт «мусорной реформы» (ФЗ-458, Постановление № 1156) |
Введены региональные операторы, единый тариф, раздельный сбор. Ужесточена ответственность за свалки. |
2020 |
Отчет Счетной палаты |
Перерабатывается только 7% отходов. Выявлены проблемы с инфраструктурой и заполнением полигонов. |
2023 |
Корректировка реформы |
Увеличение финансирования, усиление контроля за операторами, развитие цифровых сервисов. |
2025 |
Постановление № 293 (новые правила обращения) |
Введение цветовой маркировки контейнеров, запрет на смешанный вывоз, строгие санкции для операторов. |
Анализ данных показывает, что в 2019 году в управлении ТКО произошел переход к новой системе: вместо неорганизованного складирования и бесконтрольного вывоза отходов внедряется планомерный подход с территориальным распределением, определением ответственных операторов и созданием экономических стимулов для компаний, занимающихся переработкой. Однако начальные результаты реформы оказались не столь впечатляющими. Несмотря на ликвидацию большого количества несанкционированных свалок и увеличение объема инвестиций в соответствующую инфраструктуру, процент перерабатываемого мусора увеличился незначительно: с 3–5% в 2018 году до 7% к 2020 году и примерно 14% к 2024 году [16] [6]. Около 80% бытовых отходов по-прежнему отправляется на захоронение на полигонах. При этом целевой показатель национального проекта – 36% переработки ТКО к 2024 году – не был достигнут. Более того, во многих регионах ресурсы полигонов практически исчерпаны, и без принятия серьезных мер отрасль может столкнуться с «мусорным кризисом». Сложившаяся ситуация потребовала активизации реформаторской деятельности и привела к разработке нового комплекса мер, которые начнут действовать с сентября 2025 года. Второй этап реформы предполагает значительное ускорение развития переработки отходов: к 2030 году планируется достичь показателя утилизации ТКО в 50% и более, что соответствует двукратному снижению объема захоронения отходов.
1. Abireg.ru. «В Воронежской области отложено строительство полигона ТКО» // abireg.ru, 15.06.2022. Режим доступа: https://abireg.ru/news/2022/06/15/poligon-postponed.html
2. Kommersant.ru. «Цветовая маркировка контейнеров: новые стандарты обращения с ТКО» // kommersant.ru, 11.02.2025.Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5678901
3. RossiyskayaGazeta. «Старт второго этапа мусорной реформы намечен на 1 сентября 2025 г.» // rg.ru, 10.03.2025.Режим доступа: https://rg.ru/2025/03/10/musorreforma.html
4. RBC.ru. «Федеральный бюджет увеличил поддержку “мусорной” отрасли до 19 млрд руб. в 2025 г.» // rbc.ru, 12.03.2023.Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/12/03/2023/63ff4f329a7947d1a1
5. Vedomosti.ru. «Правительство ужесточило требования к региональным операторам ТКО» // vedomosti.ru, 05.04.2023. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/04/05/pravitelstvo-uzhestochilo
6. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» // minpriroda.gov.ru, проект утверждён Минприроды России.Режим доступа: https://minpriroda.gov.ru/activity/economic-waste/kompleksnaya-sistema-obrashcheniya-s-tko
7. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов» // Российская газета, 06.04.2016. Режим доступа: https://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102325240
8. Постановление Правительства РФ от 10.03.2025 № 293 «О внесении изменений в Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами» // Собрание законодательства РФ. 2025. Режим доступа: https://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102475632
9. Постановление Правительства РФ от 20.11.2018 № 1156 «Об утверждении Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами» // Российская газета, 23.11.2018.
10. Федоткина О.Б., Горбашко Е.Г., Ватолкина Н.В. Циркулярная экономика в России: драйверы и барьеры развития управления отходами // Sustainability. – 2019. – Т. 11, № 20. – Арт. 5837. – DOIhttps://doi.org/10.3390/su11205837. Режим доступа: https://doi.org/10.3390/su11205837 EDN: https://elibrary.ru/EOHPYD