NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH TO THE CORRECTION OF SPEECH DISORDERS IN CHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article outlines neuropsychological features of speech development, discusses possible causes of speech disorders and delayed speech development, lists diagnostic criteria of neuropsychological testing for speech development issues, and presents a structure neuropsychological correction in treatment of speech underdevelopment.

Keywords:
Neuropsychology, speech, speech disorders, delayed speech development, diagnostics, correction.
Text

Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. Количество детей, имеющих те или иные проблемы речевого развития, неуклонно растет. По данным мировой статистики, количество таких детей среди дошкольников 4–5 лет увеличилось с 5% в 1970-е гг. до 25% в наше время.

В разных исследованиях причинами подобных отклонений в развитии речи называются:

  • минимальные мозговые дисфункции (ММД);
  • перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС);
  • гипоксические поражения ЦНС;
  • рост патологий беременности, внутриутробные инфекции;
  • родовые травмы, осложнения во время родов;
  • поражение органов слуха и артикуляционного аппарата;
  • общие задержки психического развития ребенка;
  • ухудшение общей экологической обстановки;
  • социальные причины.

Речь — особая психическая функция, ее формирование является одной из главных характеристик общего развития ребенка. Способность ребенка без проблем овладеть родным языком есть показатель нормального развития мозга.

Для успешного овладения речью ребенку необходима сохранность и совокупность следующих функционально-анатомических и социальных факторов: слуха, артикуляционного аппарата, определенной зрелости структур головного мозга и полноценного речевого окружения.

Важнейшие для нормального речевого развития области мозга — речевые центры Брока и Вернике. Сенсорный центр Вернике (слуховая кора височной доли) отвечает за восприятие звуков речи, а моторный центр Брока (нижние отделы лобной доли) — за речедвигательную функцию.

Импрессивная сторона речи обеспечивается физическим слухом, речевым слуховым гнозисом (звукоразличение), фонематическим слухом (понимание слов). Экспрессивная сторона речи обеспечивается предметным кистевым и пальцевым праксисом, артикуляционным праксисом (звукопроизнесение и повторение), спонтанным артикулированием (произвольное говорение).

References

1. Badalyan L.O. Nevropatologiya [Neuropathology]. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 382 p.

2. Vizel’ T.G. Kak vernut’ rech’ [How to return it]. Moscow, V. Sekachev Publ., 1998. 216 p.

3. Vizel’ T.G. Osnovy neyropsikhologii [Basics of neuropsychology]. Moscow, AST Astrel’ Tranzitkniga Publ., 2005. 384 p.

4. Volkova L.S. Logopediya [Speech]. Moscow, Vlados Publ., 1999. 678 p.

5. Zavadenko N.N. Narusheniya razvitiya rechi u detey i ikh korrektsiya [Disorders of speech development in children and their correction]. Lechashchiy vrach [Attending physician]. 2006, I. 5.

6. Levina R.E. Osnovy teorii i praktiki logopedii [Fundamentals of the theory and practice of speech therapy]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1968. 367 p.

7. Semenovich A.V. Neyropsikhologicheskaya korrektsiya v detskom vozraste. Metod zameshchayushchego ontogeneza [Neuropsychological correction in childhood. Method replacement ontogenesis]. Moscow, Genezis Publ., 2007. 474 p.

Login or Create
* Forgot password?