НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описываются нейропсихологические особенности развития речи, возможные причины нарушений и задержек речи, диагностические критерии нейропсихологического обследования при проблемах речевого развития, структура комплекса нейропсихологической коррекции при недоразвитии речи.

Ключевые слова:
нейропсихология, речь, задержка, диагностика, коррекция.
Текст

Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. Количество детей, имеющих те или иные проблемы речевого развития, неуклонно растет. По данным мировой статистики, количество таких детей среди дошкольников 4–5 лет увеличилось с 5% в 1970-е гг. до 25% в наше время.

В разных исследованиях причинами подобных отклонений в развитии речи называются:

  • минимальные мозговые дисфункции (ММД);
  • перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС);
  • гипоксические поражения ЦНС;
  • рост патологий беременности, внутриутробные инфекции;
  • родовые травмы, осложнения во время родов;
  • поражение органов слуха и артикуляционного аппарата;
  • общие задержки психического развития ребенка;
  • ухудшение общей экологической обстановки;
  • социальные причины.

Речь — особая психическая функция, ее формирование является одной из главных характеристик общего развития ребенка. Способность ребенка без проблем овладеть родным языком есть показатель нормального развития мозга.

Для успешного овладения речью ребенку необходима сохранность и совокупность следующих функционально-анатомических и социальных факторов: слуха, артикуляционного аппарата, определенной зрелости структур головного мозга и полноценного речевого окружения.

Важнейшие для нормального речевого развития области мозга — речевые центры Брока и Вернике. Сенсорный центр Вернике (слуховая кора височной доли) отвечает за восприятие звуков речи, а моторный центр Брока (нижние отделы лобной доли) — за речедвигательную функцию.

Импрессивная сторона речи обеспечивается физическим слухом, речевым слуховым гнозисом (звукоразличение), фонематическим слухом (понимание слов). Экспрессивная сторона речи обеспечивается предметным кистевым и пальцевым праксисом, артикуляционным праксисом (звукопроизнесение и повторение), спонтанным артикулированием (произвольное говорение).

Список литературы

1. Бадалян Л.О. Невропатология [Текст] / Л.О. Бадалян. - М.: Академия, 2000. - 382 с.

2. Визель Т.Г. Как вернуть речь [Текст] / Т.Г. Визель. - М.: В. Секачев, 1998 г. - 216 с.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т.Г. Визель. - М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005. - 384 с.

4. Волкова Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - 3-е изд. - М.: Владос, 1999. - 678 с.

5. Заваденко Н.Н. Нарушения развития речи у детей и их коррекция [Текст] / Н.Н. Заваденко // Лечащий врач. - 2006. - № 5.

6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 1968. - 367 с.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заме¬щающего онтогенеза [Текст]: учеб. пособие / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2007. - 474 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?