Breakdowns in pilot-ATC communications are fraught with fatal consequences. Breakdowns for linguistic reasons are usually caused by diversions from ICAO standard phraseology and/or different proficiency in Aviation English. Outcomes of such breakdowns have called for many lives. Standardization, simplification, safeguards and language proficiency provide for considerable reduction in the number of potential communication breakdowns.
communication breakdowns; Aviation English; ICAO standardized phraseology, language proficiency, ICAO language.
Коммуникация между пилотами и диспетчерами гражданской авиации при выполнении и обслуживании международных полетов является наиболее ярким примером английского языка для специальных целей (ESP), поскольку она, помимо таких лексических атрибутов, как псевдо-техническая и техническая лексика, регламентируется международными стандартами, определяющими некоторые особенности в произношении; предъявляющими требования к использованию эллиптических грамматических структур, рекомендующими определенный темп речи радиопереговоров, устанавливающими необходимость умения использовать языковые стратегии при неспособности понять сообщение, а также делающая основной упор на своевременность, адекватность и информативность взаимодействия между коммуникантами [1, с. ДОП А-1].
К дискурсу коммуникации «пилот-диспетчер» при выполнении и обслуживании международных полетов предъявляются жесткие требования; среди них ясность, однозначность, своевременность, непрерывность и достаточное владение английским языком. Значение коммуникации «пилот-диспетчер» настолько велико, что в 1944 г. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) опубликовала правила ведения радиосвязи [2, с. 5-1—5-22], а также список слов и фраз, которые надлежало использовать при выполнении и обслуживании полетов. Впоследствии эти материалы многократно переиздавались, а используемые фразы получили название «стандартная фразеология ИКАО» [3, с. 12-1—12-39].
Коммуникация между пилотами и диспетчерами представляет собой важную часть управления воздушным движением, и любой ее сбой (communication breakdown) способен привести к опасным последствиям. Значительная часть сбоев коммуникации не становится основным фактором возникновения инцидентов и авиационных происшествий, однако около 25% зарегистрированных сбоев приводит к продолжительным перерывам в коммуникации [4, с. 3], что само по себе опасно вне зависимости от используемого языка.
Осознание факторов, способных вызвать сбои в коммуникации, может стать первым шагом на пути их предотвращения. Понимание причин сбоев особенно важно, поскольку они происходят повсеместно и ежедневно. Сбои в коммуникации можно классифицировать как технические (отказ радиооборудования), процедурные (невыполнение правил ведения радиосвязи), а также связанные с человеческим фактором (прием диспетчерского указания воздушным судном, которому оно не предназначалось) и владением языком радиосвязи.
1. Prilozhenie 1 k Konventsii o mezhdunarodnoy grazhdanskoy aviatsii (IKAO). Vydacha svidetel'stv aviatsionnomu personalu. - IKAO, 2011.
2. ICAO Annex 10. Aeronautical Telecommunications. Sixth Edition. - ICAO, 2001.
3. ICAO Doc 4444, ATM/501. Air Traffic Management. Fifteenth Edition. - ICAO, 2007.
4. Safety Letter. Air-Ground Communications. - Eurocontrol, 2004.
5. Steven Cushing. Fatal Words: Communication Clashes and Aircraft Crashes. - Chicago: University of Chicago Press, 1994.
6. Flight International. 17-12.01.1990.
7. Air-Ground Communication Safety Study. An analysis of pilot-controller occurrences. - Eurocontrol, 2004.
8. Flight Safety Digest. Pilot-Air Traffic Control Communications: It’s Not (Only) What You Say, It’s How You Say It. - Flight Safety Foundation, July 1995.
9. National Transportation Safety Board. Aircraft Accident Report. Air California Flight 336, Boeing 737-293, N468AC, John Wayne Orange County Airport, Santa Ana, California, February 17, 1981. - United States Government, 1981.
10. Dominique Estival and Brett Molesworth. Radio miscommunication: EL2 pilots in the Australian General Aviation environment / Linguistics and the Human Sciences, Vol. 5.3. - 2011.