BBK 88 Психология
The article is devoted to the problem of professional and personal development of persons with musculoskeletal disorders. The purpose of the study was to identify the characteristics of the development of the image of the professional “I” in this category of students and its transformation in the process of studying at the university. According to the developed system-dynamic theory of the professional-labor self-concept of persons with musculoskeletal disorders, the process of its transformation occurs during the period of professional training. The types of such transformation are identified: negative, neutral and positive. The study involved 106 students with musculoskeletal disorders studying in educational institutions of secondary vocational and higher education in various areas of training. It is hypothesized that the dominant factor in the positive transformation of the professional and labor self-concept of students with musculoskeletal disorders is self-determination as their ability to independently manage their professional and personal development, make informed choices, make meaningful decisions taking into account real opportunities and potential abilities. The hypothesis was verified using a self-determination scale and a methodology for identifying students’ self-esteem as subjects of future professional activity. It has been revealed that many students with congenital disorders of the musculoskeletal system are characterized by an orientation towards external reinforcement and a desire for super-achievement, which leads to the formation of maladaptive types of professional and labor self-concept, which impede their successful integration into society. It is concluded that students with musculoskeletal disorders require psychological support aimed at developing their subjective position, developing the need for autonomy and overcoming the syndrome of “learned helplessness” through correction of their motivational sphere and assistance in understanding the internal motives of their future professional career. activities.
professional and labor self-concept, image of the professional self, professional and personal development, self-determination, need for autonomy, students with musculoskeletal disorders
Проблема становления образа профессионального «Я», профессиональной Я-концепции относится к одной из центральных в психологии труда, в силу ее значимости для раскрытия психологических закономерностей и психологической природы профессионально-личностного развития субъекта профессиональной и трудовой деятельности.
На сегодняшний день разработаны психологические теории, объясняющие сущностно-смысловые характеристики профессиональной Я-концепции: отмечается, что данный конструкт, введенный Д. Сьюпером в конце 40-х годов прошлого столетия для обозначения осознанного восприятия человеком себя как профессионала и субъекта профессиональной деятельности [8], представляет собой сложное системное образование, включающее все многообразие проявлений самовосприятия и самооценки [6], смысловые отношения личности и профессии, направленные на самореализацию личности в профессиональной деятельности [3]. За время развития психологии профессиональной Я-концепции, осмысления сущности и структуры данного психологического феномена обозначилась терминологическая неопределенность, связанная как со смешением данного понятия с другими схожими психологическими конструктами, так и с отсутствием единого мнения о его четкой структурной организации [9].
Причина таких разрозненных представлений о психологической сущности профессиональной Я-концепции заключается еще и в том, что рассмотрение ее основных аспектов осуществляется на разных категориях людей: людей разного возраста, пола, разного социального статуса, с разной мотивационной готовностью к труду и профессиональной деятельности.
Исследование профессиональной Я-концепции требует уточнения ее сущности и структуры относительно самого его объекта.
Настоящее исследование направлено на выявление психологических закономерностей профессионально-личностного развития лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В связи с тем, что, по данным ряда исследователей, многие лица с нарушенным развитием, во-первых, не обладают ценностным отношением к труду [1] и, в силу гиперопеки родителей и наличия материальной поддержки со стороны государства, не рассматривают трудовую деятельность в качестве обязательной, как для других людей, и жизненно необходимой [4], и во-вторых, достаточно часто проявляют защитное поведение в ситуации профессионального выбора, исходя, например, из убеждения о невозможности приобрести «желаемую» профессию из-за ограничений здоровья, а значит, «никакой больше не требуется», и «лучше тогда вообще не работать» [1], то в отношении данной категории людей целесообразнее говорить не о профессиональной, а о профессионально-трудовой Я-концепции, где сочетаются представления, отношения, действия, касающиеся области как профессиональной, так и трудовой деятельности в целом.
Согласно разрабатываемой системно-динамической концепции профессионально-трудовой Я-концепции, под данным конструктом понимается сложное системное образование личности, отражающее всю совокупность ее представлений о себе как о субъекте труда и как о специалисте определенных профессий. Такое сочетание образует адаптивные и дезадаптивные типы профессионально-трудовой Я-концепции: при этом, адаптивные типы позволяют личности с нарушениями опорно-двигательного аппарата оценивать реальные свои возможности, склонности и способности, определять перспективы своего профессионально-личностного развития и находить компромисс между желаемым, идеальным и реальным Я; дезадаптивные типы, обусловленные компенсаторно-фантастическими представлениями о своих возможностях либо уничижающим отношением к себе как к субъекту труда и члену общества, напротив, разрушают целостность личности и вытесняют профессиональную составляющую из общей структуры ее самосознания.
Становление профессионально-трудовой Я-концепции происходит в три этапа, совпадающих с этапами профессионального развития: это этапы ее первоначального формирования, трансформации и последующего поступательного движения к своему акме.
Важным этапом здесь является этап трансформации, который приходится на период профессиональной подготовки будущих специалистов с НОДА. Именно в этот период ранее сформированные типы их профессионально-трудовой Я-концепции могут трансформироваться, и такая трансформация может быть позитивной (переход дезадаптивных типов в адаптивные, позволяющие адаптироваться в мире профессий и найти свое место в нем), негативной (трансформация в дезадаптивные типы профессионально-трудовой Я-концепции) и нейтральной (неизменной). В этой связи актуализируется проблема выявления движущих сил позитивной трансформации профессионально-трудовой Я-концепции лиц с НОДА, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования.
В качестве такой движущей силы может быть рассмотрена способность личности к самодетерминации, ее субъектная позиция в профессионально-личностном развитии. Теория самодетерминации Л. Деси и Р.М. Райана позволяет раскрыть психологическую природу внутренней мотивации профессионального становления человека. Согласно взглядам Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, Е.Н. Осина, О.Е. Дергачевой и других исследователей, внесших весомый вклад в развитие теории самодетерминации, одной из составляющих личностного потенциала является ее развитая потребность в автономии, потребность быть инициатором своей собственной жизни, делать самостоятельный выбор, переживать его [12]. Самодетерминация предполагает управление своим профессионально-личностным развитием [5] и обеспечивает возможность самореализации личности в определенной профессии и профессиональной деятельности [7].
В связи с этим, целью проведенного исследования стало выявление особенностей самодетерминации студентов с НОДА и ее влияния на трансформацию их профессионально-трудовой Я-концепции в процессе их обучения в вузе.
Методика исследования
В исследовании приняли участие 106 студентов старших курсов колледжей и вузов с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата и с сохранностью интеллекта. Средний возраст – 24,2.
Для выявления адаптивных и дезадаптивных типов профессионально-трудовой Я-концепции лиц с НОДА был разработан авторский опросник, использование которого позволило определить вектор трансформации их профессионально-трудовой Я-концепции. Исследование проводилось как на первом курсе, так и спустя 2-3 года. По результатам лонгитюдного исследования вся исследовательская выборка была разделена на три группы, соответствующие типам профессионально-трудовой Я-концепции студентов с НОДА.
В группах с разным видом трансформации профессионально-трудовой Я-концепции проведен сравнительный анализ (t-критерий Стьюдента) показателей самодетерминации, предусмотренных методикой РОКО, разработанной Э. Деси и Р.М. Райаном и адаптированной на русский язык О.Е. Дергачевой, Л.Я. Дорфман и Д.А. Лентьевым [2], а также корреляционный анализ с расчетом коэффициента корреляции Спирмена показателей самодетерминации и оценки себя как будущего специалиста приобретаемой профессии. Такая оценка осуществлялась по 10-балльной шкале.
Результаты эксперимента
Результаты исследования вектора трансформации профессионально-трудовой Я-концепции студентов с НОДА, обучающихся в образовательных организациях систем СПО и ВО, свидетельствуют о том, что большинство из них характеризуются нейтральной трансформацией, то есть в период обучения сколько-нибудь существенных изменений в представлениях о себе как о субъекте профессионально-трудовой деятельности у многих студентов с НОДА не происходит (рисунок 1).
Рис. 1. Процентное распределение студентов с НОДА по типам трансформации профессионально-трудовой Я-концепции в процессе обучения в вузе
Однако около трети опрошенных студентов с НОДА характеризуются негативной трансформацией: у 29,24% студентов был зафиксирован факт перехода от адаптивных типов профессионально-трудовой Я-концепции к дезадаптивным, включающим в себя как компенсаторно-фантастические представления о себе как о представителе определенных профессий, так и негативную оценку своих профессиональных возможностей.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что сам процесс профессиональной подготовки студентов с НОДА не гарантирует успешное их профессионально-личностное развитие. В связи с этим, необходим поиск тех факторов, которые являются движущей силой такого развития.
Исследование каузальной ориентации показало, что, во-первых, для многих студентов с НОДА характерна ориентация на внешнее подкрепление (рисунок 2), а во-вторых, ее особенности во многом обусловливают тот или иной тип трансформации профессионально-трудовой Я-концепции студентов с НОДА.
Рис. 2. Среднегрупповые показатели каузальной ориентации студентов с НОДА
Обсуждение
Низкие показатели в общей исследовательской группе зафиксированы по шкале ориентации на автономию. Личностная автономия рассматривается в современной психологии как фактор ее психологического здоровья и психологического благополучия [10]. Являясь одной из составляющих личностного потенциала, именно автономия дает личности возможность быть личностью, проявлять себя как личность, несмотря на внешние давления, реализовывать свой внутренний потенциал, переживать свой собственный выбор, сделанный на основе глубокого анализа сильных и слабых сторон своей индивидуальности [11]. Недостаточный уровень самодетерминации, выявленный в ходе исследования у многих студентов с НОДА, свидетельствует о трудностях, связанных с нахождением себя и своего места в мире, о недостаточном развитии воли и внутренней мотивации, неспособности управлять своим поведением и своими эмоциями, делать осознанный выбор, сохранять свою уникальность, прислушиваться к себе, не обвинять себя в неудачах, не перекладывать ответственность за них на других, активизировать и мобилизовать себя для достижения самостоятельно поставленных реальных целей.
Среднегрупповые показатели внешней каузальной ориентации входят в диапазон достаточно высоких значений, что свидетельствует об ориентации многих студентов с НОДА к сверхдостижениям. Внешние импульсы и внешние критерии являются для них движущей силой. Стремление доказать, что они лучше, чем другие, во всяком случае, не хуже, причем, по внешним критериям, обусловливает искаженное представление об истинных целях их обучения.
Также достаточно высокие среднегрупповые показатели были выявлены и по шкале безличной каузальной ориентации. Многие студенты с НОДА характеризуются беспомощным поведением, проявляя минимум самодетерминации и утратив способность отвечать за свою жизнь, быть ее активным субъектом и принимать адекватные решения в ситуациях выбора.
В процессе исследования, однако, были выявлены различия между группами студентов с НОДА с разными формами трансформации во время обучения профессионально-трудовой Я-концепции.
Так, в группе студентов с позитивными формами трансформации отмечен самый высокий показатель уровня развития автономной каузальной ориентации (119,6 ± 10,2) (рисунок 3).
Рис. 3. Среднегрупповые показатели каузальной ориентации студентов с НОДА, характеризующихся разными формами трансформации профессионально-трудовой Я-концепции в процессе их обучения
Уже в группе студентов с нейтральными формами трансформации среднегрупповой показатель самодетерминации значимо ниже и входит уже в диапазон ниже среднего уровня своего развития.
Достоверно значимые различия между группами были выявлены практически по всем показателям (таблица 1).
Таблица 1 — Результаты сравнительного анализа среднегрупповых показателей каузальной ориентации студентов с НОДА, характеризующихся разными формами трансформации профессионально-трудовой Я-концепции в процессе их обучения
Шкалы |
Достоверность различия между группами |
|||||
1-2 |
1 - 3 |
2 - 3 |
||||
t |
p |
t |
p |
t |
p |
|
АвтКО |
4,34 |
<0,001 |
5,48 |
< 0,001 |
2,02 |
<0,05 |
ВншКО |
2,67 |
<0,01 |
4,98 |
< 0,001 |
2,24 |
<0,05 |
БзлКО |
6,77 |
<0,001 |
7,05 |
<0,001 |
3,14 |
<0,01 |
Интересны также результаты корреляционного анализа степени позитивности самооценки себя как будущего специалиста и способности к самодетерминационному поведению. Была выявлена прямая корреляционная связь позитивной оценки с показателями автономной каузальной ориентации (r = 0,561; p <0,001) и отрицательная – с безличной каузальной ориентацией (r = - 0,603; p <0,001).
Выводы
В результате исследования выявлено, что для многих студентов с НОДА, обучающихся в системах среднего профессионального и высшего образования, характерна ориентация на внешнее подкрепление, снижение самодетерминации, неспособность противостоять внешнему давлению, что обусловливает негативную или нейтральную трансформацию их профессионально-трудовой Я-концепции, формирование ее дезадаптивных форм, не позволяющих лицам с НОДА найти свое призвание, реализовать свой внутренний потенциал в определенной сфере профессиональной деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности включения в общую систему инклюзивного профессионального образования программ, направленных на развитие субъектной позиции студентов, в том числе и студентов с НОДА, формирование у них потребности в автономии и преодоление синдрома «выученной беспомощности» через коррекцию их мотивационной сферы и оказание помощи в осознании внутренних мотивов будущей профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
1. Bonkalo T.I., Cygankova M.N. Aktivizaciya lichnostnogo i professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya s OVZ v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya [Activation of personal and professional self-determination of students with disabilities in conditions of inclusive education], Moscow, RGSU, 2015. 215 p.(in Russian)
2. Dergacheva O.E., Dorfman L.YA., Leont'ev D.A. Russian-language adaptation of the questionnaire of causal orientations. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya [Bulletin of the Moscow University. Episode 14: Psychology]. 2008. №3. P. 91–106.(in Russian)
3. Dzhaner'yan S.T. A systematic approach to the study of professional self-concept. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Prilozhenie «Gumanitarnye nauki» [Bulletin of the Orenburg State University. The application "Humanities"]. 2005. №4. P. 162–169.(in Russian)
4. Istomina, E.V. Conditions of transformation of the professional and labor self-concept of persons with disorders of the musculoskeletal system. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology]. 2024. vol. 12. № 1. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN124.pdf (in Russian)
5. Moskvicheva N.L, Zinov'eva E.V., Kostromina S.N. and others. The phenomenon of self-determination: psychological origins and modern understanding. Part 1. Novye psihologicheskie issledovaniya [New psychological studies]. 2022. vol. 2, № 4. P. 90–116.(in Russian)
6. Osedlo V.I., Vintonyak V.F. Theoretical aspects of the professional "I-image" of a personality. Psihologiya i pravo [Psychology and law]. 2013. vol. 3. № 2. Available at: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n2/61025 (in Russian)
7. Plotnikova E.S. Autonomy and self-determination in the structure of self-actualization of personality. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology]. 2022. № 4(61). P. 40 – 48. (in Russian)
8. Rikel' A.M. Professional Self-concept and professional identity in the structure of personal self-awareness. Part 1. Psihologicheskie issledovaniya [Psychological research]. – 2011. - №2 (16). Available at: http://psystudy.ru/num/2011n2-16/457-rikel16. (in Russian)
9. Rikel' A.M. Professional Self-concept and professional identity in the structure of personal self-awareness. Part of 2. Psihologicheskie issledovaniya [Psychological research]. – 2011. - №3 (17). Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/486-rikel17.html. (in Russian)
10. Stepanova N.A. The problem of studying self-determination of personality in Russian psychological science Izvestiya Samarskogo universiteta Nov. ser. Ser. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika [Izvestiya Samarskogo universiteta Nov. ser. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy]. 2019. №1. P. 69–73. (in Russian)
11. Chernyshenko E.A. Self-determinative aspect of professional personality development: modern research methods. Mir pedagogiki i psihologii: mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij zhurnal [The World of Pedagogy and Psychology: an international scientific and practical journal]. 2023. № 04 (81). Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/samodeterminatsionnyj-aspekt-professionalnogo-razvitiya-lichnosti-sovremennye-metody-issledovaniya.html (in Russian)
12. Osin E., Boniwell I. Self-determination and well being. Poster presented at the 4th International Self-Determination Conference. — Ghent, Belgium, 2010